Добавить в избранное
Новости ЦОД и Дата-Центров
Все, что Вам нужно знать о ЦОД

8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013»|

01.10.2013
|
author
|
Раздел: Конференции и Форумы
|

8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013»|
5 и 6 сентября 2013 года в московском центре Digital October прошла 8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013».

В фокусе программы мероприятия были следующие темы:

  • Отказоустойчивость ЦОД: аналитика, причины и методы борьбы с отказами
  • Кейсы и практики 2012-2013
  • Баланс ключевых показателей в проектах ЦОД
  • Сервисы дата-центров в развитии
  • Миграция и модернизация ЦОД
  • Облака и проблемы их реализации
  • Информационная безопасность
  • Концепция «Дата-центр 2.0″
  • Службы эксплуатации

генеральный директор ЗАО «ИКС-холдинг» Дмитрий Бедердинов
генеральный директор ЗАО «ИКС-холдинг» Дмитрий Бедердинов

Открывая конференцию, ее организатор, генеральный директор ЗАО «ИКС-холдинг» Дмитрий Бедердинов подчеркнул, что количество желающих принять участие в ней резко возросло, поэтому впервые конференция проходит в два дня.

Все основные концептуальные мысли были сконцентрированы в пленарных докладах, о которых мы и расскажем.

управляющего партнера iKS-Consulting Константина Анкилова
управляющего партнера iKS-Consulting Константина Анкилова

Открыл пленарную сессию доклад «Организация эксплуатации и причины отказов в ЦОД», управляющего партнера iKS-Consulting Константина Анкилова. Он рассказал о масштабном опросе владельцев дата-центров и специалистов, занимающихся их эксплуатацией “Организация эксплуатации и причины отказов ЦОД”. По его словам, это первое масштабное исследование на эту тему в России. Целью опроса было понять основные причины отказов и наметить пути их минимизации. Оказалось, что большинство сбоев в ЦОДах не приводит к их полному выходу из строя (49% опрошенных считает, что полный отказ происходит лишь в 10% случаев), то есть российский ЦОД – это надежная система, которая может функционирование даже в случае неполадок в отдельных подсистемах. Только 18% считают половину отказов оборудования трагическими для ЦОДа.

Опрос показал, что главная причина отказов в российских ЦОДах – человеческий фактор, впрочем, такая же ситуация и во всем мире: половина опрошенных считает, что в 80% случаев отказов в ЦОД виноваты те, кто его обслуживает. В 39% случаев в отказах виноваты сотрудники службы эксплуатации, а в 52% — виноваты и служба эксплуатации и сервисный подрядчик, ответственный за обслуживание оборудования. Вероятно здесь видны проблемы общения между теми и другими. Пока устранить проблему пытаются повышением квалификации персонала, но все чаще приходит мысль о том, что необходимо максимально формализовать все процедуры работы службы эксплуатации и процедуры взаимодействия с сервисными подрядчиками. Это наверняка придется делать тем ЦОДам, которые хотят получить сертификат Uptime Institute на службу эксплуатации (Operational Sustainability), а о таких планах заявляют сейчас и те ЦОДы, которые пока находятся на этапе сертификации проекта.

Г-н Анкилов особое внимание уделили  анализу тех функций, которые владельцы ЦОД готовы отдавать на аутсорсинг. Оказалось, что на данный момент готовы пока  отдавать лишь некритические функции и только 20% опрошенных готовы передать на аутсорсинг  критические функции и оборудование.

Олег Коверзнев Руководитель направления продаж решений для ЦОД, Cisco
Олег Коверзнев — Руководитель направления продаж решений для ЦОД, Cisco

Усложнение ЦОДов заметно на примере изменения моделей построения сетей дата-центров. Как рассказал руководитель направления продаж решений для ЦОД компании Cisco Олег Коверзнев, в большинстве российских ЦОДов сети пока построены по традиционной трехуровневой модели (ядро—распределение—доступ) такие ЦОД управляют на уровне отдельных устройств, что часто приводит к сбоям.

Такая модель уже не соответствует требованиям к работе современных приложений, прежде всего она не соответствует требованиям технологии виртуализации. Сегодня нельзя масштабировать ЦОД, работающий по такой модели, обеспечить надлежащую безопасность и мобильность пользователей. Те ЦОД, которые хотят оказывать облачные сервисы, должны будут перейти на более современную модель построения сети с использованием матрицы коммутации, которая дает возможность управлять не отдельными устройствами и портами, а логическими виртуальными ресурсами дата-центра с использованием централизованных политик. Такая модель позволяет эффективно масштабировать ЦОД, строить распределенные ЦОДы, управлять ими как единым централизованным ресурсом и обеспечивать перемещение виртуальных машин не только в пределах одной стойки, но и между дата-центрами, расположенными даже в разных странах мира. В современной модели работы ЦОД представляет собой набор виртуальных ресурсов, которыми можно эффективно управлять. Администратор управляет логическими связями, а не физическими ресурсами.

Г-н Коверзнев специально подчеркнул, что проблема сегодня не только с обслуживающим персоналов ЦОД, но и с их архитекторами. Серьезные проблемы могут возникать уже на стадии проектирования ЦОДов. Новые схемы сети позволяют перейти от управления отдельными ресурсами ЦОД к управлению ЦОД с помощью централизованных политик. Таким образом можно строить распределенные ЦОД и управлять ими, как чем-то единым. Виртуальные машины могут мгновенно перемещаться не только между стойками, но и между странами.

Важно отметить, что многие российские ЦОД продолжают строиться по старой модели. А это значит, что в них непросто будет организовать виртуализацию и облачные вычисления.

Завтрашний день – это программируемые сети SDN (software defined networks), в которых уже сами приложения будут определять состояние сети и ее функции по обслуживанию тех же приложений. Их придумали в американском университете Стенфорд лет пять назад. В таком режиме появляется интерфейс между сетью и приложениями, благодаря которому, приложения могут влиять на то, как сеть будет обслуживать те или иные приложения. Приложение начинает определять состояние и работу сети. И это настоящая революция, поскольку до сих пор именно сети определяли работу приложений. Теперь приложение определяет то, как сеть будет его обслуживать. Сеть становится таким же облачным сервисом, как вычисления и системы хранения. Стандартом для развития этой концепции становится Open Source.

Михаель Николай (Michael Nicolai) Руководитель технического проектного отдела, Rittal
Михаель Николай (Michael Nicolai) — Руководитель технического проектного отдела, Rittal

И все-таки все рассказанное – это будущее, а в ближайших планах производителей – стремление стандартизировать отдельные компоненты дата-центров и создать стандартизированные блоки, из которых могут строиться ЦОД. Например, компания Rittal предлагает несколько вариантов законченных модульных решений RiMatrix S для инженерной инфраструктуры дата-центра на базе модулей Single 6 и Single 9, в состав которых входят серверные и сетевые 19-дюймовые стойки, системы электроснабжения, охлаждения и мониторинга. Как рассказал в своем докладе руководитель технического проектного отдела Rittal Михаеля Николаи, построение ЦОД из готовых модулей гарантирует надежность работы ИТ-инфраструктуры, сокращает затраты на его построение и обслуживание и дает возможность масштабировать ЦОД по мере необходимости.

Генеральный директор Datapro Алексей Солдатов
Алексей Солдатов — Генеральный директор Datapro

Курс на сертификацию своих объектов в Uptime держит, например, компания DataPro, строящая коммерческие дата-центры. Как рассказал ее генеральный директор Алексей Солдатов, первый ЦОД DataPro уже построен в Твери (его официальный ввод в эксплуатацию должен состояться 1 октября с.г.). Мощность этого ЦОД 4,5 МВт, в нем 4 серверных зала по 100 стоек в каждом с выделенной электрической мощностью от 5 до 20 кВт на стойку. В инженерных системах дата-центра используются традиционные решения, а привлекать клиентов DataPro собирается не только ценами (тверское электричество  в два раза дешевле московского), но и надежностью работы ( DataPro собирается сертифицировать в Uptime на уровень Tier III и проект, и саму площадку, и систему эксплуатации ) и большим ассортиментом сервисов, в том числе услуг по технической поддержке заказчиков. Г-н Солдатов особенно подчеркнул безопасность работы в ЦОД. Сам ЦОД расположен на территории охраняемого бизнес-центра, но кроме этого имеет собственный периметр безопасности. Каждая точка ЦОД и прилегающих территорий просматривается с двух видеокамер.

В центре 7 кондиционеров на каждый машинный зал – просто, дешево, надежно. Для резервирования питания используется схема 3/2N.

Кроме того, DataPro строит крупный ЦОД в Москве (проектируемая мощность 25 МВт), первую очередь которого планируется запустить в середине 2014 г. (и он тоже претендует на сертификацию в Uptime на уровень Tier III).

В рамках конференции работали четыре секции. “Облачные сервисы и услуги ЦОДа”, «Инженерная инфраструктура ЦОДв», «Проектирование и строительство ЦОДа», «Физическая безопасность ЦОДа». На каждой из них было выслушано по 5-6 докладов участников конференции. Кроме этого, работала масштабная выставка, на стендах которой участники представляли свои решения.

Валерий Кустов Директор по продажам, ООО "Минимакс Раша"
Валерий Кустов — Директор по продажам, ООО «Минимакс Раша»

Заключительным пленарным докладом первого дня конференции стал доклад Валерия Кустова, директора по продажам компании «Минимакс» России. Он рассказал о том, как надо бороться с пожарами в ЦОД.

Алексей Солодовников Управляющий директор российского отделения, The Uptime Institute
Алексей Солодовников — Управляющий директор российского отделения, The Uptime Institute

Из других выступлений на конференции стоит отметить доклад управляющего директора Uptime Institute Russia Алексея Солодовникова. По его словам, число российских обладателей сертификатов проектировщиков дата-центров Accredited Tier Designer (ATD) достигло 60 (и по их числу Россия уступает только США), а сертифицированных специалистов Accredited Tier Specialist (ATS) — 25. Причем по итогам последнего учебного курса ATD, проведенного в Москве, успешно сдали экзамены и получили сертификаты абсолютно все слушатели, тогда как обычно их доля составляет порядка 70%.

Алексей Алексеев Директор по маркетингу, ОАО «Электронная Москва»
Алексей Алексеев -Директор по маркетингу, ОАО «Электронная Москва»

Из пленарных докладов второго дня конференции можно выделить выступление директора по маркетингу ОАО «Электронная Москва» Алексея Алексеева.

По его словам, одно из качественных изменений на рынке ЦОД в России – рост мощности стоек в ЦОД. Раньше они были рассчитаны на энергопотребление в 5 кВт, теперь все чаще появляются стойки, рассчитанные на 15 кВт. Пятикиловатные стойки рассчитаны на нагрузку телекоммуникационных операторов, облачные вычисления должны опираться уже на 15-киловатные стойки, поскольку требуется большая плотность вычислений. Пока есть еще в ЦОДах 5-киловатные стойки, но все больше 15-киловатных. И этот процесс в России набирает обороты, а на Западе все еще много ЦОД со стойками в 5 кВт.

В компании «Электронная Москва» работает 400 человек, в это количество входят инженеры, служба технической поддержки, проектный офис, удостоверяющий центр. Есть два собственных ЦОДа. Мощностью 1 и 7 МВт, причем семимегавватный является одним из самых инновационных в Европе.

Во время конференции присутствовали самые разные формы общения участников, в частности, дискуссионная панель «Операционная модель эксплуатации ЦОД и отказы систем – есть ли связь?». Ее модераторами выступили аналитик «IKS-consulting» Елена Фролова и независимый консультант Дмитрий Басистый.

Застрельщиком дискуссии выступил Алексей Солдатов. По его наблюдению, ЦОД в России эксплуатируются так, как будто бы они находятся на необитаемом острове. Каждый ЦОД выстраивает собственную службу эксплуатации. А зарубежные примеры эксплуатации говорят о том, что можно эксплуатировать ЦОД в ночное время с персоналом в 2-3 человека, которые одновременно работают охранниками. При возникновении проблем вызываются эксперты сервисной компании, которые прибывают на место в течение часа. По мнению г-на Солдатова, количество персонала в российских ЦОД превышает западные нормы в 10, а то и большее количество раз. Г-н Солдатов отметил, что эта проблема не только отрасли ЦОД, традиционно и на электростанциях число обслуживающего персонала в России превышает западные аналоги в десятки раз.

Как подчеркнули участники дискуссии, подобная схема базируется на том, что уже при конструкции ЦОД в него закладывается высокий уровень отказоустойчивости, который и позволяет эксплуатировать его в описанном режиме. На уровне дизайна в ЦОД закладывается экономичная схема его эксплуатации.

Г-н Басистый назвал сложившуюся ситуацию традицией натурального хозяйства в России, которая исторически существует в самых разных отраслях нашей жизни.

Участвовавший в дискуссии Алексей Солодовников отметил, что такая ситуация во многом объясняется высоким уровнем автоматизации зарубежных ЦОД, в которых многие проблемы решаются автоматически. По его мнению, российский рынок пока очень молод и просто не вырос до западного уровня.

Завершая рассказ об очень интересной конференции “ЦОД-2013”, можно отметить, что рынок ЦОД в России развивается. Уровень проектирования и строительства ЦОДов достаточно высок и постепенно приходит понимание важности грамотной и экономически эффективной эксплуатации ЦОД. Надо только максимально автоматизировать все процессы в ЦОДе, удалив из него » слабое звено» — человека, но это дело будущего.

8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013»|

8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013»|

8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013»|

8-я ежегодная международная конференция и выставка «ЦОД-2013»|

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ



Последние комментарии