Добавить в избранное
Новости ЦОД и Дата-Центров
Все, что Вам нужно знать о ЦОД

КЦОД vs МЦОД: оперативность против функциональности

Федор Клименко, генеральный директор GreenMDCКонтейнерные и модульные дата-центры, несмотря на свои очевидные различия, все еще воспринимаются многими заказчиками как аналогичные системы. Но на деле это разработки совершенно разных классов, решающие похожие, но все же очень различные задачи.

Идея создания предсобранных и преднастроенных решений, облегчающих процесс создания дата-центра, давно лежала на поверхности. Действительно, почти все ИТ-оборудование имеет более-менее стандартные габариты, равно как и серверные шкафы, ширина которых 600 или 800 мм, а глубина — 1–1,2 м. Поэтому вполне логично, что в начале 2000-х годов появились первые КЦОДы. Именно контейнерные — в качестве внешней оболочки для инженерной инфраструктуры как нельзя лучше подошли стандартные контейнеры длиной 20 или 40 футов для морских перевозок. Ведь они вместительные, долговечные, прочные, достаточно дешевые и повсеместно распространенные. Конечно, их всегда приходится существенно дорабатывать — утеплять, укреплять, добавлять двери или входной тамбур и т. д., но, в общем, концепция прочно закрепилась на рынке. Изначально подразумевалось, что контейнерные дата-центры будут еще и мобильными. Однако практика мировых внедрений показывает, что процент заказчиков, которым в реальности пришлось перевозить свой КЦОД с места на место, оказался весьма несущественным. Это подтверждает и опыт GreenMDC: за три года деятельности был всего один проект, для которого возможность физического перемещения дата-центра была критически важной.

Габариты 40 футового контейнера

Жертвы мобильности
К достоинствам контейнерных ЦОДов обычно относят потенциально высокую мобильность решения и скорость введения в эксплуатацию. В то же время КЦОД имеет множество недостатков, которые, как это часто бывает, являются продолжением достоинств концепции. Основная проблема — это габариты, которые жестко ограничены размерами 40-футового ISO-контейнера. Для перевозки по автодорогам более крупных конструкций потребуется оформление особых разрешений, а также специальный эскорт. Все это дополнительные сложности, которых как раз и хочется избежать. Но 40-футовый контейнер на самом деле не такой уж большой: около 12 м в длину и 2,5 м (в исключительных случаях — 3,1 м) в ширину. По высоте тоже имеются ограничения: если она более трех метров — такой контейнер (принимая во внимание уровень платформы грузовика) удастся провезти не под каждым мостом.

20ftВ итоге мы получаем менее 30 кв. м полезной площади, учитывая толщину внутренней теплоизоляции. Если внутри мы будем использовать 42U стойки, то, как правило, над ними остается не более 0,7 м для размещения коммуникаций — ни о каком фальшполе, естественно, речь не идет. Глубина стандартной стойки — 1–1,2 м, а значит, для двух коридоров (холодного и горячего) в сумме остается не намного больше места, учитывая габариты контейнера, притом что шкафы устанавливаются в один ряд.

В таких условиях обеспечить нормальную работоспособность мощного вычислительного оборудования крайне сложно. К тому сам же процесс установки ИТ-систем превращается в достаточно нетривиальную задачу, особенно если приходится инсталлировать, скажем, серверы, СХД или шассийные коммутаторы весом в сотни килограмм. Здесь без передвижения стоек вперед или назад не обойтись.

Есть достаточно хороший вариант решения вопроса: стойки разворачиваются поперек контейнера — это позволяет изначально сделать холодный коридор шириной 1–1,2 м, что вполне нормально для работы с ИТ-оборудованием. Но при этом, имея фактическую внутреннюю ширину контейнера 2,2 м, в один ряд можно установить не более трех стоек шириной 600 мм и, допустим, еще один межрядный кондиционер. Чтобы обеспечить нормальный доступ к оборудованию, в контейнере часто приходится делать несколько дверей, к которым пристраиваются тамбуры (для изоляции внутреннего помещения от внешней среды), а в ряде случаев все это накрывает еще и внешняя легковозводимая конструкция или ангар. Иными словами, все равно получается небольшой объект строительства.

Также следует отдавать себе отчет в том, что классический КЦОД — это всегда дискомфорт не только с точки зрения эксплуатации, но и в контексте выбора технических решений. Заказчику доступен весьма ограниченный набор конфигураций инженерных систем, которые могут нормально работать в контейнере. Например, большинство КЦОДов поставляются с предустановленными стойками. То есть, по сути, в них можно ставить только ИТ-оборудование формфактора 19 дюймов. Если требуется установка нестандартных систем, то эту возможность надо предусмотреть заранее — еще на этапе заказа изделия на заводе. Изменить что-либо радикально в уже созданном КЦОДе крайне сложно. Следовательно, надо изначально понимать, какие ИТ-системы будут использоваться на протяжении всего жизненного цикла дата-центра.

Вид изнутри контейнерный ЦОД

Однако, несмотря на все вышеизложенные ограничения, безусловным преимуществом контейнерного дата-центра является его мобильность. Вывести комплекс из эксплуатации, демонтировать его и запустить на новом месте можно достаточно быстро, без особых подготовительных мероприятий. Да, в процессе транспортировки понадобится освободить контейнер от основной части ИТ-оборудования, отключить от коммуникаций и т. д. Но, как показывает практика, с учетом всех перечисленных работ процесс демонтажа КЦОДа занимает около двух дней, и столько же длится процесс запуска комплекса на новой площадке. В итоге переезд в большинстве случаев занимает менее одной рабочей недели.

Всепобеждающая гибкость решений
В свою очередь модульные ЦОДы не обладают способностью столь быстрого перемещения, как их контейнерные собратья. Скажем, в пределах одного города компактный МЦОД GreeMDC гарантированно удастся переместить не более чем за четыре рабочих недели (20 рабочих дней). Можно, конечно, и быстрее, но в озвученный срок наибольшая доля вероятности осуществить полный перенос площадки. Стоит подчеркнуть, что в случае с решениями GreenMDC транспортировка МЦОДа — это вполне нормальная процедура, типовая задача, которая решается путем выполнения стандартного набора операций. Но любое перемещение дата-центра — контейнерного или модульного — всегда сопряжено с дополнительными затратами: на транспорт, упаковку, демонтаж и монтаж инженерных систем. Так, перевозка МЦОДа емкостью 24 стойки в пределах Санкт-Петербурга обойдется примерно в 800 тысяч рублей, что несколько дороже перемещения КЦОДа.

Тем не менее на большей мобильности и оперативности развертывания преимущества контейнерных систем, пожалуй, и заканчиваются. По всем остальным параметрам они существенно уступают модульным конструкциям.

Например, все МЦОДы, разработанные GreenMDC, в плане удобства размещения стоек и оборудования не уступают классическим дата-центрам. Шкафы здесь можно устанавливать в любой последовательности, заполняя машзал постепенно, по мере необходимости. Скажем, если у заказчика сейчас есть потребность всего в трех стойках, но в дальнейшем он планирует нарастить их число до 10–12, то нет необходимости покупать все 12 сразу на первом этапе. Тем более впоследствии может появиться необходимость инсталляции нестандартного ИТ-оборудования, для которого потребуются особые шкафы.

Нестандартные стойки могут также потребовать, кроме физического места для размещения, еще и специальных решений по электроснабжению и охлаждению. Для организации системы охлаждения в модульном дата-центре можно использовать традиционный фальшпол — наши решения Telecom Outdoor это позволяют. Здесь же допускается применение шинопроводов для обеспечения электропитания стоек (что фактически невозможно в КЦОДе из-за нехватки места). Такая технологическая гибкость МЦОДа является существенным преимуществом перед контейнерными системами. Именно она часто становится решающим фактором для выбора решения.

Многих заказчиков волнует то обстоятельство, что МЦОД — это сборная конструкция, состоящая из отдельных блоков, которые монтируются с помощью разъемных соединений. Следовательно, есть иррациональные опасения насчет того, что при определенных обстоятельствах конструкция может начать протекать или что-то пойдет не так. Но это, скорее, вопрос психологии. Как показывает многолетний опыт зарубежных компаний, а также собственные проекты GreenMDC, с точки зрения надежности соединительных элементов или мест стыковки блоков проблем не возникает, да и не может возникнуть в силу особенностей конструкции.

Время и деньги
Одним из ключевых вопросов для заказчика всегда остается цена решения. Если рассматривать этот вопрос в контексте МЦОД/КЦОД, то такие системы будут несколько дороже стационарных дата-центров. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле стоимость инженерной инфраструктуры практически не отличается — разница вызвана ценой «оболочки». Для традиционного ЦОДа обычно уже есть помещение, которое не требуется приобретать дополнительно. МЦОД — это достаточно автономная система, имеющая наряду с инженерной инфраструктурой внешнюю оболочку, которая тоже стоит денег. Но если помещения для ЦОДа нет, то модульное решение в большинстве случаев будет стоить дешевле, чем капитальное здание. Так что выбор решения и его стоимость зависят от каждой конкретно взятой ситуации. Есть примеры, когда стоимость проекта на базе МЦОДа оказывается даже дешевле стационарных решений.

К тому же модульная система позволяет уйти от привязки к конкретному зданию, которое может быть не вполне подходящим для размещения в нем дата-центра. Довольно часто сложность монтажа коммуникаций для систем охлаждения и/или электропитания существенно усложняет и удорожает проект (как на первоначальном этапе, так и в процессе дальнейшей эксплуатации). Да и вообще, сам процесс подготовки или строительства капитального здания для дата-центра — это проект с весьма неопределенным бюджетом и сроком окончания, потому что в процессе строительства могут возникать различные непредвиденные обстоятельства. В случае же приобретения КЦОДа или МЦОДа вероятность таких неожиданностей существенно снижается.
Если говорить о сроках производства «портативных» решений, то для создания контейнерного или модульного дата-центра требуется практически одинаковое количество времени. Стандартные сроки изготовления КЦОДа/МЦОДа — 3–4 месяца. Цена также сопоставима. Крупные проекты осуществляются дольше. Например, МЦОД, созданный GreenMDC для питерского оператора «Миран» и вмещающий сотню стоек, был построен всего за семь месяцев — очень хороший результат для решения такого масштаба.

В целом, сравнивая КЦОДы и МЦОДы, можно сделать следующий вывод. Когда заказчик хочет получить комплекс, который можно при желании перевезти в максимально сжатые сроки, и это является критически важным параметром (в пользу которого можно пренебречь многими характеристиками дата-центра), то выбор следует остановить на КЦОДе. Однако если возможность перемещения — лишь желательная и потенциально востребованная опция, но при этом нежелательно поступаться эксплуатационными качествами и характеристиками, то все-таки предпочтительнее будет МЦОД.

Источник: Журнал «ЦОДы.РФ» № 15

Тэги: , ,
|
Источник:
|
RSS 2.0
|
|
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ


События и мероприятия