Обзор конференции DataCenterDynamics 2011
18 октября в гостинице «Риц Карлтон» в Москве прошла третья международная конференция DataCenterDynamics, программа корой предусматривала выступления российских и зарубежных специалистов с целью обмена опытом в области строительства дата-центров и обзора применяемых технических решений.
Как и следовало ожидать, большое внимание было уделено системам энергоснабжения и охлаждения по части инженерной инфраструктуры ЦОД, а также виртуализации и облачным сервисам по части вычислительной инфраструктуры.
Тема энергии и виртуализации
Особого внимания заслужила презентация компании Eaton, известного производителя источников бесперебойного питания, которая совместила в себе проблемы энергоснабжения с трендом на виртуализацию под общим названием «энергия для виртуализации».
Так, по данным компании Gartner, количество виртуальных серверов в ближайшие 3 года возрастет более, чем вдвое. Этому способствует то, что использование виртуализации повышает эффективность использования серверов на величину до 50%. В тоже время эффективность систем ИБП может быть увеличена на 30%. Предлагается совместить обе эти возможности.
Как известно, управление серверами осуществляется через так называемые агенты. Одним из «древних» подходов к серверам является наличие своего агента для каждого сервера. Однако данный принцип неприменим для виртуальных машин, поскольку фактически не известно, на каком физическом сервере работает какой-либо виртуальный сервер.
Кроме того, обеспечение непрерывности работы серверного оборудования с внедрением виртуализации возможно не только традиционным методом резервирования инженерных систем (в том числе и ИБП), но и посредством миграции данных на работающие сервера. Во втором случае наблюдается некоторое снижение скорости работы приложений во время миграции.
По данным компании IBM, миграция данных с нескольких сотен серверов может вызвать снижение скорости работы на 40 минут. Следует понимать, что при пропадании питания эти 40 минут должны выдержать аккумуляторные батареи, а это немалое их количество.
Существует несколько вариантов снижения этого времени:
— отключение некритичных серверов,
— ограничение скорости менее критичных серверов,
— благодаря первым двум пунктам ускоряется процесс миграции критически важных данных.
Следующей особенностью виртуализации, как отмечают в компании Eaton, является динамически изменяющаяся потребляемая серверами мощность. Таким образом, необходимо оптимизировать ИБП для динамически изменяющейся нагруки (при виртуализации сервера подхоняются под конктреную потребность в производительности).
Цель – максимально загрузить каждый ИБП, причем в автоматическом онлайн режиме. С данной задачей хорошо справляются модульные ИБП Eaton.
Тема энергии: роторные ИБГП
Наконец, на конференции неоднократно упоминались современные дизельные роторные ИБП. В связи с массовым строительством действительно больших дата-центров появилась необходимость в мощных высокоэффективных системах бесперебойного и гарантированного энергоснабжения. Так получили получили популярность дизельные роторные ИБП, совмещающие в себе функции ИБП и ДГУ (поэтому их называют ИБГП). Роль аккумулятора энергии играет вращающийся маховик.
Данные агрегаты компании Hitec выпускаются в диапазоне мощностей от 500кВА до 3000кВА. В продукции Hitec есть ряд технических особенностей:
- Генератор переменного тока, индукционный накопитель энергии и дизельный двигатель устанавливаются на несущей раме. Электрическая машина, сохраняет кинетическую энергию, необходимую для поддержки нагрузки, начиная с момента потери питания и до запуска дизельного двигателя.
- Муфта свободного хода автоматически производит сцепление дизельного двигателя с индукционной муфтой при выходе на рабочие обороты.
С точки зрения схем питания ЦОД использование ИБГП существенно её упрощает, т.к. объединяет в себе функции ИБП и ДГУ. ИБГП всегда находятся в рабочем состоянии: её не надо запускать, обогревать и т.д., а, как известно, самый критичный процесс для любого оборудования – это его запуск. Наконец, эффективность ИБГП мало зависит от нагрузки на них и составляет в среднем 97% при 100%-й загрузке и 96% при 50%-й загрузке.
Тема холода: оптимизация
По части охлаждения Вальдемар Руф из компании Schroff отметил, что нарушение теплового режима в ЦОД – это причина 55% всех отказов оборудования. Учитывая критичность простоя дата-центра системе охлаждения следует уделить большое внимание, тем более достаточно простыми средствами можно добиться значительных успехов.
Так, внедрив ставшие традиционными советы по улучшению системы охлаждения – герметизация фальшпола, установка заглушек в стойках и распределение напольных решеток в холодных коридорах с учетом энергопотребления стоек – PUE дата-центра может быть снижено с 2,75 до 2,65, а это для 200кВт-ного ЦОД сэкономит порядка 17500 евро в год.
Ещё более перспективным решением является использование встроенных жидкостных теплообменников. Наиболее выгодно их применение при высоконагруженных стойках: до 40кВт на 1 стойку. Решение представляет собой автономный шкаф, абсолютно герметичный, IP55. Воздух циркулирует по закрытому внутри шкафа контуру, последовательно отводя тепло от активного серверного оборудования и отдавая принятое тепло воде.
Краткость воздушного контура и отсутствие мощных вентиляторов объясняет высокую эффективность данной системы, а также малую занимаемую площадь.
Тема холода: масштабируемость
Вопросы масштабирования ЦОД рассмотрел Анатолий Бутенко из компании Conteg. С течением времени, как отметил он, происходит стабильное увеличение объёмов данных, необходимой производительности и т.д. Это требует, с одной стороны, строительства дата-центра под текущие потребности компании, а, с другой стороны, учесть ожидаемое увеличение производительности. Таким образом, всегда актуальной является задача строительства ЦОД, поддающегося масштабированию в процессе эксплуатации дата-центра.
Что касается систем охлаждения, то при росте энергетической плотности ЦОД можно предположить, что потребуется замена напольных решеток на аналоги с увеличенным процентом живого сечения. Во-вторых, рекомендуется использовать однотипное стоечное оборудование, что в перспективе позволит простыми методами изолировать коридоры.
Так, для налоговой службы во Франции изначально строился ЦОД мощностью 200кВт. Так как предполагалось уплотнение дата-центра, то все стойки были разбиты на 8 блоков по три стойки, расположенные в 2 ряда по 4 блока. Между блоками были предусмотрены зазоры по 300мм, на начальном этапе заглушенные специальными изолирующими панелями.
На втором этапе мощность ЦОД планировалось увеличить до 300кВт. Для этого на существующем объекте было увеличено число плиток, проведена изоляция холодного коридора, добавлен один шкафной прецизионный кондиционер.
На третьем этапе мощность ЦОД увеличили до 460кВт путем установки внутрирядных кондиционеров вместо 300 миллиметровых панелей между блоками стоек.
Таким образом, проработка перспективы на начальном этапе помогла обойтись минимальными затратами на увеличение холодильной мощности ЦОД.
Автор: Юрий Хомутский
Двигатель и маховик соединены друг с другом посредством механической муфты, что, как заявляется, более надежно и выгодно, так как вал двигателя также является аккумулятором. Процесс перехода обычно выполнен сцепляющими дисками. В Hitec реализован переход на гарантированное питание за счет накопленной двигателем энергии.
=========
Коллеги, нельзя же такую ахинею писать!
Действительно, как можно писать такую чушь на полном серьезе? И про Eaton’овской презентации тоже немало чепухи написано… Говорю как присутствовавший и слышавший, о чем на самом деле шла речь.
Автору советую заняться самообразованием, либо начать писать о чем-нибудь гуманитарном, где некомпетентность не так заметна.
почему же???
гугл-транслейт рулит!!!
Гугл-транслейт тут не причем.
Записано со слов докладчика компании Hitec (русскоговорящей иностранки, кстати).
После получения аудиозаписи доклада будет перепроверено.
Эта иностранка — не Ирина ли Спекман часом?
Это ерунда какая-то. На DCD выступал Rene Lacina. При чем тут иностранка? Про Итон написано не менее… коряво. Так что…
Ну да, и мне тоже самое сказали….. Не знаете, а пишете на серьезном сайте….:)
Мне кажется конструктива не хватает и конкретики в чем не точности, где ошибки давайте в месте обсуждать, экспертное мнение всегда очень полезно.
Поймите, дело не в конструктиве, поскольку ВСЁ написанное является … ммм… не хочу произносить резких слов. Тут нечего поправить, тут можно только нажать delete. Ну как можно поправить «накопленную двигателем энергию»? Дизель стоит, копит себе энергию… из ничего. Ну, как это поправить?
Второй пример: о каком МАХОВИКЕ речь? Индукционная катушка не есть маховик! Маховик весил ыб бесчисленное кол-во килограммов, скажем, для созранения кинетической энергии в 2МВА, и, если бы его сорвало с опор, то он разнес бы пару кварталов. Это было бы оружие 🙂 Кроме того, его позиционировать на месте пришлось бы прецизионно, с учетом сил вращения земли ставить по азимуту, иначе бы точно сорвало 🙂
To grey72 c МАХОВИКОМ вы погорячились )))
маховик — flywheel, представляющий собой емкость в виде большого цилиндра; в нем закреплен вал на подшипниках, на котором в свою очередь установлен массивный маховик. Из цилиндра откачан воздух, так чтобы в вакуумной среде сила сопротивления была сведена к минимуму. Вращаясь с помощью двигателя постоянного тока, установленного на входе и подключенного к сети электропитания, маховик имеет большой момент инерции. На его валу установлен генератор, который преобразует энергию маховика в постоянный ток.
author, я не погорячился, я эти машины устанавливаю, и знаю досконально, как они устроены. Хотите скан сертификата от производителя оборудования? Или слова достаточно?
Никакого маховика, flywheel МАССИВНОГО там нет. Катушка полая. Что в каком режиме чему передает энергию — вы разберитесь, а то полная каша. Если интересно, обращайтесь по e-mail…
О какую перепалку пропустил. Коллеги, проблема как всегда в терминологии (в том числе жаргонной) и понимании принципов. Индукционный накопитель действительно не маховик, именно поэтому он и держит всего секунды. В свете этого написан действительно если не бред, то бытовое представление о том как это работает.
to grey. Вопрос как имеющему опыт использования. 1. Вы не знаете за счет чего осуществляется такой быстрый выход на режим ДГУ? 2. А реальные маховики кто-нибудь производит?
Skip, двигатель запускается без нагрузки, которая потом ПЛАВНО передается на дизель в течение десятка секунд. А дизель без нагрузки стартует и набирает 1500 оборотор очень быстро: вспомните, когда вы на нейтралке газуете, обороты подскакивают мгновенно. Срвсем не так, как в движении. Таким образом, процесс выхода на 1500 об/мин занимает 1.0-1.5 сек — это подтверждается осциллограммами. Маховики, кажется, уже никто не производит (но на 100% не уверен) — больно опасная это штука.
Я лично слышал на нескольких конференция как вендоры динамических ИБП утверждали, что в ИБП установлен МАХОВИК, в том числе и от представителя Hitec, завтра напишу ему письмо и приглашу поучаствовать в данной дискуссии, посмотрим, будут ли комментарии с его стороны.
To grey72 я не сомневаюсь в Вашем профессионализме, но Ваша категоричность без должной аргументации воспринимается странновато.
Маховики вроде американцы Beacon Power производят. Вертикальные бочки такие.
To author. Давайте, приглашайте. Это действительно пустотелая конструкция — большой соленоид — индуктивный накопитель энергии. Еще в институте мы обсуждали достоинства такого сверхпроводящего устройства. Но видимо и без сверхпроводников для прикладных задач стало хватать.
Попросил Рене Лацина из Hitec Power Protection прокомментировать.
вот презенташка от Hitec
http://dcforum.ru/sites/default/files/11_-_16.00-16.20_lacina_hitec.pdf
Там нет слова «маховик» 😉
author, о каких аргументах Вы ведете разговор? Есть факты о том, на каких принципах и решениях построена система. Что я должен аргументировать? Тот простой факт, что используется induction coupling? Так не проще посмотреть в презентации, ссылку на которую здесь привели?
Или это трудности перевода? Но, позвольте, как тогда быть с дизельным двигателем, накапливающим энергию? Вы бы убрали статью, все-таки. Не нужно дискредитировать ресурс.
В добавление. Я не против чтобы Юрий писал, но ему еще в жизни видимо не привили принципа семь раз отмерь — один раз отрежь. Пишу как прошедший эту же процедуру лет 6 назад, когда один из гуру так прошелся по моим спорным высказываниям в статье, что я после этого вычитываю их с 10 сторон. Неоднократно о подобном говорилось и Юрию в разных статьях, улучшения нет. Просьба еще раз задуматся, что хорошее имя надо заслужить (это совет), а ассоциироваться с улыбкой можно всегда. Может быть он понимает в кондиционировании и даже занимается креативным и аналитическим творчеством, но понимание прочих вопросов весьма бытовое. (((
2 grey72
Если не секрет,какой максимальной мощности такие агрегаты тут,у нас, ставились ?
grey72 зачем убирать, мы ее от редактируем, чтобы и комментарии остались и ошибок по данному вопросу больше никто не наделал.
Коллеги, спасибо за критику.
С критикой в предыдущих статьях я был не согласен и везде мог ответить. Но тут оказалось сложнее.
Текст уже подправлен и будет откорректирован дополнительно позже.
АК, 1.2МВА, насоклько мне известно.
Насчет запуска: дизель-то запускать как раз нужно, он работает только при отсутствии внешнего питания, и в моменты переходов с одной ветки питания на другую.
И еще раз, есть три основные составные части: дизель, электромагнитный накопитель кинетической энергии (в простонародии — катушка), генератор.
to grey72
может все таки стоит вдумываться в написанное?
«электромагнитный накопитель кинетической энергии (в простонародии — катушка)»
если катушка это накопитель кинетической энергии, то какую энергию накапливает
td, я напмсал правильно, вдумывайтесь