Совсем маленький ЦОД
На рынке ЦОДов может появиться новый тренд – «мини дата-центры». Ряд операторов связи, входящих в девелоперские холдинги или управляющих недвижимостью, прорабатывает возможность реализации небольших проектов по предоставлению минимальных услуг co-location на мощностях узлов связи бизнес-центров и с использованием площадей, где расположены эти узлы. Например, ООО «Чайка Телеком Петербург» запустило не так давно 4 таких «мини-ЦОДа». Другие участники рынка с интересом отнеслись к данному начинанию, однако высказали сомнение, что рентабельность этого бизнеса будет высока.
«Мы небольшой оператор связи, обслуживаем меньше 1000 абонентов-юридических лиц. И в какой-то момент мы поняли, что клиенты достаточно часто запрашивают услугу хранения собственных серверов, – рассказал технический директор ООО «Чайка Телеком Петербург» Александр Александров. – Сначала появилась идея размещения соответствующего оборудования, а потом и идея предоставления этого оборудования как отдельного класса услуг». Назвать это полноценным дата-центром, по словам г-на Александрова, нельзя. «Но у нас, например, умеренные цены и гарантированная скорость каналов, режим КПП и пр., – говорит Александр Александров. – Мы рассчитываем, что сервис будет востребован небольшими организациями со скромными запросами, которым не нужны дополнительные услуги, а просто – аренда стоек».
Под «мини дата-центры» «Чайка Телеком» использовала 4 помещения площадью от 10 до 40 кв. м, расположенные в разных бизнес-центрах, где у компании уже есть клиенты. «Чайка Телеком» намерена размещать серверы и коммутационное оборудование в корпусах Rack-Mount 19″.
«На каждый из узлов заложено до 10 КВт (реально подано 3-5, дополнительные 5 возможно подать с резерва), обычно потребление узлового оборудования не превышает 2 КВт, – добавил Александр Александров. – Собственных дизелей мы не имеем – «Рамирент» под боком, доставка в течение часа с момента аварийного отключения. Подключение питания с дизеля осуществляется с аварийного разъема, расположенного по внешнему периметру здания либо непосредственно на электрощите узла. Для охлаждения используются кондиционеры модельного ряда Panasonic CS/CU-C**HKD, мощностью охлаждения до 5 КВт (9 или 18 модели, в зависимости от размера помещения, потребляемой на данный момент мощности). На Рижском пр. установлена модель посерьезней – Mitsubishi Electric PLH-3AAKH. На узлах с окнами естественно есть светоотражающие пленки на окнах, вытяжка, закрытые шкафы оснащены вентиляторными блоками».
Г-н Александров уточнил, что на каждый узел, согласно его специфике, заходит от двух до четырех независимых оптоволокон от разных операторов с соответствующей аппаратурой. «Так что в теории мы можем предоставить канал неограниченной ширины с возможностью резервного переключения в случае падения основного канала», – поясняет техдиректор «Чайки Телеком».
Стоимость размещения сервера от 1U до 5U составляет 2 – 3,3 тысячи рублей. «Кроме самого факта размещения оборудования в тарифную стоимость также входит и 10 Мбит анлим канала доступа в Интернет», – уточняет Александр Александров.
По словам г-на Александрова, затраты на создание одного такого «дата-центра» составляют 30-50 тысяч рублей.
«Идея совмещения бизнес-центров (БЦ) с площадками для размещения оборудования лежит на поверхности, хотя до сих пор не получила значительного распространения, – говорит аналитик J&P Сергей Ермилов. – Как правило, подобные дата-центры строились для корпоративных нужд отдельных клиентов, арендующих в БЦ площади. В качестве примера можно привести банк BNP Paribas, арендующий в офисном центре «Химки Бизнес Парк» площади. Банк на арендованной территории организовал ЦОД для собственных нужд на 55 стоек. Коммерческие же площадки, организованные на территории БЦ, рассчитываются в первую очередь исходя из потенциальных нужд арендаторов этого самого БЦ и компаний, обеспечивающих его (бизнес-центра) телекоммуникационную инфраструктуру и безопасность: провайдеры ШПД, телефонии, охранные агентства и т.п. Поэтому спрос, на мой взгляд, на услуги подобных площадок будет вполне конкретен и ограничен».
Коллеги по бизнесу отнеслись к ноу-хау с интересом, но и со скепсисом.
«Как любой оператор связи мы постоянно строим узлы связи в различных бизнес-центрах. И, если есть спрос, вполне логично было бы использовать их в качестве мини-ЦОДов. Хотя раньше я с таким не сталкивался», – сказал генеральный директор компании «Миран» Игорь Ситников.
«Мне кажется, эйфория относительно нехватки дата-центров в Петербурге на сегодняшний день несколько «раздута», как это было год назад с бизнес-центрами класса «А», – поделился мыслями ИТ-директор компании «A+ Estate» (Группа ЛСР) Дмитрий Боровков. – Уже сейчас предложений по средним и крупным ЦОДам достаточно для того, чтобы сделать приемлемый выбор. Ограничение может касаться лишь требований конкретного клиента к составу, качеству и цене услуг. Например, кто-то хочет конкретного провайдера, или конкретное место, или конкретную услугу. Что же касается строительства небольших дата-площадок, то тут есть опасность, что затраты на поддержание таких структур будут высоки, и рентабельность будет ниже прогнозируемой».
Кроме того, по словам г-на Боровкова, неясен сегмент клиентов, которым были бы интересны простые небольшие площадки. «Можно выделить три сегмента с разными требованиями: телекомы, корпоративные клиенты и поставщики интернет-контента (хостеры), – перечисляет Дмитрий Боровков. – Для каждого из них объем услуг и технические требования несколько разнятся. Теоретически, самый привлекательный, в силу его потенциальной величины, и растущий сегмент – это корпоративные клиенты, особенно имеющие филиалы. Для того, чтобы бизнес-процессы не останавливались, как это часто бывает при переезде головной компании в новый офис, нужно держать всю информацию в специально оборудованном месте – в дата-центре. Но зачастую менеджмент рассуждает так: «Лучше я отдам 50 тысяч на создание своей серверной, чем доверю кому-нибудь свои корпоративные данные».
«Практически любая телекоммуникационная компания, работающая с корпоративным сегментом, в каком-то объеме предоставляет эту услугу уже существующим клиентам, – поясняет исполнительный директор «Питер Телеком» Сергей Шанин. – Кроме того, часто операторы пускают других операторов к себе «транзитом». Конечно, теоретически возможно сделать услугу хранения данных для сторонних клиентов, если есть не до конца занятые серверы и каналы связи. Однако серьезные компании, которые держат данные на внешних узлах, скорее всего, пойдут в сторону «бренда» дата-центра. Кроме того, 30 тысяч рублей стоит один нормальный шкаф, даже без доставки. И что получится из этой затеи – непонятно, сложно оценить доходность этого проекта и неясно, где и как искать клиентов».
Тем не менее, по данным IP-News, уже есть разработки аналогичных проектов у ряда управляющих компаний, близких к телеком-рынку.
Наталия Нелюбина
Источник: ip-news
-
piroma 13.11.200930-50 тысяч рублей это один бытовой кондиционер с зимним пакетом, заделанные щели и пожарная сигнализация. Это не датацентр, это смех на четверть стойки.
-
Алексей 25.10.2013Не стоит забывать про резервное питания, т.к. написано что мелкий ЦОД его не имеет, но с компанией заключён договор и поставке дизеля в теч. 1-го часа, а договор такой ведь тоже за бабки. А если провайдер ляжет? Тоже убытки. Так что затраты точно не 50 тыс, а больше.
- Alexander: За R718 будущее )
- нет событий, чтобы показывать