Высоконагруженные ЦОДы

15 декабря 2009

В России намечается новый тренд – строительство высоконагруженных ЦОДов, способных вмещать оборудование с высоким потреблением энергии. На сегодняшний день подобные дата-центры есть только в Москве. Компании, инвестировавшие в такие проекты, называют суммы вложений порядка нескольких десятков миллионов евро и пророчат большое будущее новым технологиям, используемым в инженерных системах подобных дата-центров. Игроки рынка и эксперты полагают, что пока востребованность таких проектов не будет высока.

О возможности размещения оборудования мощностью до 18–24 кВт в шкафу, в частности, заявляет ЦОД «Славянский». «18 кВт в шкафу позволяет разместить 40 юнитов по 450 Вт фактического потребления либо 4 современные блейд корзины (10U блейд корзина потребляет 4,5 кВт), — уточняет генеральный директор ЦОД «Славянский» Павел Савранский. — Классический ЦОД с классическими схемами охлаждения может позволить себе от 4-12 кВт (12 кВт это тоже довольно-таки исключительное предложение)».

Суммарная мощность первой очереди ЦОД «Славянский» располагается в собственном монолитном здании с максимальной нагрузкой на перекрытия 2000 кг/м2. Здание оборудовано своей РТП (распределительной подстанцией), на которой 3 энергетических ввода от независимых источников (2 ввода «Мосэнерго» с разных подстанций и от разных ТЭЦ, 3-й ввод от дизель-генератора). Вводы в здание от РТП также зарезервированы по схеме N+1. «Сердцем» теплоотводящей системы, по словам г-на Савранского, является чиллерная установка мощностью 1,8 МВт каждая. Каждый чиллер состоит из 3-х независимых компрессоров, имеющих 4 ступени работы, что, по сути, полностью заменяет систему free cooling. Компрессорная связка в чиллере работает по схеме 2+1.

Павел Савранский называет порядок инвестиций в высоконагруженный ЦОД в несколько десятков миллионов евро.

По данным ЦОД «Славянский», стоимость размещения 1U (450 Вт, порт 100 Мб/с, базовое администрирование и безлимитный Интернет) составляет $99. А цена аренды шкафа 18 кВт — $4059, что составляет примерно 8,2 тыс. рублей на 1 кВт энергии.

Среди других игроков рынка эксперты отмечают Telehouse Caravan, который предлагает размещение оборудования в стойках с выделяемой мощностью до 30 кВт.

«Высоконагруженный ЦОД — это, по сути, дата-центр, в котором есть техническая возможность размещать серверное и телекоммуникационное оборудование с большим потреблением энергии и, как следствие, высоким показателем выделения тепла», — поясняет Павел Савранский. По его мнению, потенциальными клиентами таких ЦОДов, могут стать крупные компании, банки, интернет-проекты, которым необходимы значительные вычислительные мощности и которые попадают в зависимость от технических возможностей 98% дата-центров России.

«Поскольку в России и во всем мире дата-центров предыдущего поколения большинство, вендоры концентрирует усилия на разработке решений для модернизации устаревающих ЦОДов, – поясняет заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван» Андрей Касьяненко. — Но, из-за существенных технологических ограничений, им удается добиться повышения энерговооруженности стойки ориентировочно до 10 кВт. Именно в этой области находится тот теоретический предел, которого можно достичь при модернизации инженерных систем без полной перестройки дата-центра».

«По сути это 15-20 серьезных серверов, то есть до 60% полезного стоечного пространства просто не используется, — говорит Павел Савранский. — Приходится арендовать 2-3 стойки вместо одной. На сегодняшний день до 10% обращений с вопросом о размещении оборудования имеют требование до 15, а то и до 20 кВт на стойку/шкаф».

Андрей Касьяненко считает, что на текущий момент востребованность ЦОДов повышенной категории надежности с высоким энергообеспечением несколько ниже, чем на услуги «классических» дата-центров. Однако, г-н Касьяненко подчеркивает, что динамика увеличения спроса в этом сегменте рынка очень высока и, в перспективе, через год-два по его оценкам, она превысит спрос на традиционные решения в России.

Тем не менее, игроки и эксперты рынка спокойно относятся к перспективе появления высокотехнологичных конкурентов.

По мнению руководителя отдела PR и маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ Екатерины Цвилевой, проекты высоконагруженных ЦОДов представляют интерес с теоретической точки зрения, однако на сегодняшний день оценить их перспективы сложно. «Если одна высоконагруженная стойка будет стоить ненамного дороже, чем суммарные затраты на 2-3 стандартных стойки (с учетом стоимости инженерных систем ЦОД и операционных расходов), то подобные высокотехнологичные проекты смогут найти своего покупателя», — считает Екатерина Цвилева. Тем не менее, как полагает г-жа Цвилева, в обозримом будущем маловероятно, что высокотехнологичные ЦОДы могут стать выгодными с точки зрения ведения бизнеса. «Об этом говорит и тот факт, что во всем мире пока только 5 подобных центров, — говорит Екатерина Цвилева. — Операционные затраты на обслуживание ЦОДа складываются из таких основных показателей, как электричество (в т.ч. затраты на охлаждение), аренда, персонал. Поэтому строительство высоконагруженного ЦОДа может стать выгодным только в том случае, если экономия на аренде существенно превысит затраты на охлаждение — а это актуально лишь при достаточно высокой стоимости аренды одного стойкоместа (то есть, по сути, только в центрах крупных городов).

В то же время, тенденцией последних лет является перенос ЦОДов из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы, где стоимость аренды невелика, и потому снижение соответствующих затрат не может компенсировать рост затрат на охлаждение. В конечном итоге, заказчика интересует не тот или иной вид операционных расходов, а суммарные затраты, поэтому если он будет платить на 50% меньше за размещение, но в разы больше за электричество, систему охлаждения и другие системы ЦОД, то проект востребован не будет».

«24 кВт/стойку — это очень хороший показатель. Но чтобы привлечь серьезного клиента, необходимо, помимо тех или иных кВт/стойку, обеспечить ему гарантии по максимальному времени простоя, причем гарантии финансовые, с возможностью выплаты неустоек. А сегодня ни один провайдер в России этого предоставить не сможет, — отмечает Алексей Солодовников, руководитель подразделения Schneider Electric Datacenter Solution Team компании APC. — Кроме того, если говорить о потенциальных клиентах, то сегодня существует мало приложений, где разнесение серверов по стойкам принципиально невозможно. Например, тем же банкам при размещении резервного ЦОД это, как правило, не слишком важно».

«Конечные заказчики более склонны доверять проверенной стандартной технологии (которая, к тому же, стоит сегодня дешевле) — и мало кто задумывается, в трех или в шести шкафах размещены их серверы», — согласна Екатерина Цвилева.

Г-н Солодовников также считает, что проблема высоконагруженных ЦОДов состоит и в том, что площади, занимаемые инженерными системами, при построении последних по III-IV уровню (по классификации Uptime Institute) и уже при 12-15 кВт/стойку, примерно равны машинному залу. Поднятие нагруженности стоек в 2 раза уменьшит машзал, но площадь, необходимая для размещения инженерных систем, а также их стоимость останутся прежними, а то и возрастут. «Учитывая, что в бюджете площадки ЦОД стоимость квадратных метров, как правило, составляет около 20%, а около 80% стоят инженерные системы, — отметил Алексей Солодовников, — такое сокращение площади машзала позволит уменьшить общие инвестиции в подобный ЦОД всего лишь на 5%, при том, что сложность проекта заметно возрастет».

Наталия Нелюбина
Источник: ip-news.ru

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *