Управляем ЦОД с помощью планшета

4 июня 2013

планшет и ЦОДСотрудники дата-центров уже оценили все прелести концепции корпоративной мобильности (Bring-Your-Own-Device; BYOD): самые продвинутые специалисты уже используют приложения для мониторинга инфраструктуры ЦОД на своих планшетах или смартфонах. Можно ли назвать планшеты действительно практичным инструментом, когда дело доходит до управления центрами обработки данных? Ответ утвердительный. Тем не менее, прежде чем переводить персонал на iPad или планшеты на базе Android и Windows, вы должны тщательно все спланировать и учесть при этом все потенциальные ограничения, которые присущи популярным мобильным платформам.

Семинар на эту тему стал одним из самым посещаемых на выставке-конференции Data Center World 2013. Данное мероприятие проходит в эти дни в Лас-Вегасе, штат Невада (США). Перед собравшимися выступил Джозеф Фурманских. Этот сотрудник Медицинского центра при Университете Питтсбурга (University of Pittsburgh Medical Center; UPMC) курирует проект по переходу операторов двух ЦОД, обслуживающих американские медучреждения, на планшеты. Эти два дата-центра поддерживают работоспособность медицинских учреждений, общая численность сотрудников которых превышает 55 000 человек, поэтому максимально возможный аптайм крайне важен.

«Наши цели в области развития дата-центров вполне очевидны», сказал Фурманских во время семинара. «На серверах в наших ЦОД хранится множество электронных медицинских записей о пациентах и прочей медицинской документации. Поэтому нам необходимо обеспечивать 100-процентный аптайм. Обратите внимание, я не говорю о цифре с десятым или сотыми долями, а именно о 100-процентной доступности вычислительных мощностей. Мы много работаем, чтобы добиться этого. Такая задача предполагает огромную работу в области анализа рисков».

Как планшеты могли бы помочь

Фурманских и его коллеги решили изучить возможность использования планшетов в качестве инструмента управления ЦОД, руководствуясь главным образом необходимостью решения одной ключевой проблемы, которая знакома многим рекрутерам. Речь о трудностях, связанных с привлечением квалифицированного персонала.

«Появляется все больше молодых специалистов. Нам необходимо сделать из них новое поколение операторов ЦОД. При этом необходимо сделать так, чтобы им нравилось работать в дата-центрах. Ключ к успешному выполнению данной задачи лежит в использовании гаджетов, с которыми эти молодые люди уже знакомы».

Но проблемой привлечения персонала вступающий не ограничился – еще одним стимулом для скорейшего перехода на планшеты он назвал необходимость скорейшего обновления существующих механизмов управления ЦОД. В качестве примера Фурманских привел USB-флэшку с автономной копией документацией касательно восстановления при стихийных бедствиях (предопределенный план действий в аварийных ситуациях). В настоящее время информация на флэшке должна обновлять вручную каждый месяц. Очевидно, что носитель можно с легкостью потерять или записать на него неверные данные. Одним из потенциальных решений данной проблемы можно назвать переход на облачные системы хранения информации, доступ к которым можно получить с помощью планшетов.

«Обычно именно из-за проблем с документацией возникают внештатные ситуации при управлении дата-центром. Люди не всегда следуют рекомендациям, которые изложены в наших справочниках. Они находят способы, чтобы обойти предписания по использованию бумажной документации, или уверены в своей правоте и не используют ее», заявил Фурманских, отметив, что вышеизложенное помогло ему убедить топ-менеджеров из UPMS в целесообразности перехода на планшеты. «Сначала мы должны были убедить наше руководство в том, что переход на планшеты делается не просто забавы ради. Мы показали им, что прежняя система документооборота была неэффективной, что пора переходить к онлайн-документообороту, который к слову должен быть упрощен, так как во многих случаях приходится потратить довольно много времени, чтобы добраться до релевантных данных».

«Планшеты в потенциале могут помочь при автоматизации работы с 15-страничными перечнями IT-оборудования, которые операторы наших ЦОД используют для обеспечения работоспособности всех элементов дата-центров. Да, это полезная и комплексная документация, но на самом деле она лишь усложняет процесс выявления проблем. Переход на планшеты позволяет упростить поиск нужной информации. Мобильные устройства также позволяют упростить и повысить эффективность процедур обучения новичков, которые на данном этапе могут быть крайне длительными и непродуктивными. На самом деле проблемы возникают настолько редко, что полученные в ходе обучения знания, как правило, забываются из-за невостребованности. И наконец, использование планшетов позволяет уменьшить необходимость присутствия на объекте ключевых сотрудников. Наши специалисты зачастую вынуждены трудиться в нерабочее время. Хотелось бы минимизировать или избежать этого», резюмировал Фурманских.

Никакой помощи от программистов и ограничения iPad

Получив добро на пилотный проект, Фурманских столкнулся с более приземленной задачей: бюджет не предусматривал расходной статьи на разработку конкретных приложений. В UPMS имеется группа специалистов по разработке программ для мобильных платформ. Но ее приоритетной задачей является создание приложений для обслуживания пациентов и врачей, а не для операторов ЦОД, которые осуществляют контроль над серверными системами.

Чтобы сделать проект более доступным в финансовом плане, пришлось как можно больше использовать существующие приложения. От внедрения программного обеспечения для управления инфраструктурой дата-центров (Data Center Infrastructure Management; DCIM) и других приложений для мониторинга инфраструктуры на данном этапе решено было отказаться ввиду высокой значимости подобного шага – организаторы пилотной программы решили обкатать технологию на более простых задачах.

Первоначально участники проекта использовали несколько планшетов iPad (эти устройства уже довольно широко применяются на других объектах, находящихся в ведении UPMS) и сконцентрировали усилия на решении ряда основных задач: документирование проблем, которые касаются нового оборудования, а также создание систем, обеспечивающих подготовку нового персонала и предоставление документации для обслуживания устройств в ЦОД. Решение первой задачи было простым, но очень полезным: каждый раз, когда возникает проблема с оборудованием, оператор дата-центра банально фотографирует проблемный участок с помощью своего планшета.

Оцифровка технической документации и создание эффективного механизма представления данных также не вызвали больших сложностей, хотя для этого и потребовались дополнительные кадровые ресурсы. В учебных целях к каждому элементу IT- и инфраструктурного оборудования в дата-центре (от серверов до оборудования для кондиционирования воздуха) были прикреплены QR-коды. В случае возникновения неисправности, сотрудники могут отсканировать QR-код и просмотреть соответствующий обучающий видеоролик или прейти на сайт вендора, где даются все нужные инструкции, а также можно напрямую связаться со службой техподдержки. Чтобы эффективно устранять наиболее сложные неисправности, операторы ЦОД могут использовать Skype и его функционал в области видео-конференций.

«Вспомогательные материалы хранились на внутренней системе, а не в публичном облаке. Руководство не хочет, чтобы кто-то посторонний знал, что творится внутри нашего дата-центра,» сказал Фурманских. «Если желаете пойти по нашим стопам, ни в коем случае не выкладывайте в свободный доступ инструкцию о том, как остановить ваш генератор. Облако — замечательная вещь, но планшет является довольно небезопасным устройством».

Организаторам проекта также потребовался чехол с удобной ручкой для планшета, который позволил бы операторам ЦОД эффективно работать с iPad одной рукой. Но это была не самая большая проблема, требующая незамедлительного решения: обеспечение требуемого уровня безопасности при использовании множества самых разноплановых приложений оказалось более сложной задачей.

«Наш проект приостановился, когда дело дошло до интеграции. Когда мы попытались связать все эти вещи вместе, то обнаружили, что нужно постоянно входить в очередную учетную запись при решении разноплановых задач. Все потому, что в iPad крайне сложно реализовать принцип единственной подписи (принцип единственной подписи в системах управления компьютерной безопасностью — система, обеспечивающая идентификацию пользователя один раз)».

«Мы обнаружили, что с этой проблемой столкнулись не только операторы наших дата-центров, участвующих в пилотной программе, — она была знакома и врачам в наших больницах, где также внедряются планшетные ПК. Нужно отметить, что к настоящему моменту для iPad было создано много хороших вертикальных приложений (прикладная программа, пригодная для использования только в одной предметной области), но эти программы нельзя интегрировать друг с другом. Врачам очень не нравится тот факт, что им приходится проделывать то же самое снова и снова. Поэтому реализация принципа единственной подписи в подобной системе крайне важна, но этого очень трудно добиться при помощи iPad».

Наличие в UPMS квалифицированных программистов означает, что в перспективе проблема может быть решена – по крайней мере, в случае медицинских работников. Но для команды операторов ЦОД это не лучший вариант, так как ждать придется очень долго. К счастью, именно в тот момент на рынок вышел планшет Microsoft Surface. Одним из ключевых пунктов спецификаций девайса является возможность интеграции с Active Directory. Эта опция и сделала планшет рэдмондовцев наиболее привлекательным вариантом для UPMS.

Windows 8 и синхронизация с Active Directory

«Мы начали тестировать Microsoft Surface,» сказал Фурманских. «Первоначально испытания проводили не так хорошо, как хотелось бы: сначала работали с версии планшета под управлением Windows RT, которая, как выяснилось, не отвечает нашим требованиям. Эта ОС позволяла решать простые задачи, но большинство нужных нам приложений были недоступны. Пришлось ждать выхода Surface Pro, который работает под управлением полноценной Windows 8. Но, в конце концов, мы выбрали планшет HP на базе Windows 8, который уже используется в других подразделениях UPMS. Это временная мера. В дальнейшем возможен переход и на Surface Pro. Это не значит, что мы полностью откажемся от iPad, но планшет Apple вряд ли станет корпоративным стандартом. Наши сотрудники могут принести и использовать свои устройства, но мы не собираемся покупать им iPad».

«Переход на Surface дает очень много преимуществ. Тесты этого устройства на предмет эффективной интеграции систем безопасности продемонстрировали очень хорошие результаты. Планшет полностью интегрирован с Active Directory – для нас это ключевой фактор», сказал Фурманских. «Windows 8 позволяет безопасно передавать данные из одного приложения в другое. В устройствах на базе других ОС такой опции нет».

«Кроме того, у нас есть возможность развертывания уже существующих приложений для Windows вместо разработки новых. Это касается, например, систем мониторинга энергопотребления оборудования в ЦОД. Мы обнаружили, что можем запустить практически любое веб- или Windws-приложение на данном устройстве. В будущем это позволит нам плавно внедрить DCIM-решения на базе планшетов», сказал Фурманских.

В настоящее время специалисты UPMS готовятся к полномасштабному переходу операторов ЦОД на планшетные ПК. Данный проект должен завершиться уже к концу этого года. Представители организации отмечают, что ключевым фактором для успешной реализации подобной инициативы на практике является минимизация затрат. Причем дороже всего обходятся не сами планшеты, а оплата труда персонала, которые создает для них контент.

Какой вывод можно сделать из опыта специалистов UPMS по внедрению планшетных ПК в систему управления инфраструктурой дата-центра? У такого подхода есть определенные плюсы, но необходимо все тщательно спланировать и должным образом оценить все необходимые для реализации подобного проекта ресурсы.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *