Какой персонал нужен в ЦОД: 8 востребованных специализаций
Оказав глубокое влияние на многочисленные отрасли, включая индустрию ЦОД, пандемия COVID-19, в частности, привела к росту спроса на интернет-сервисы и, соответственно, обернулась необходимостью строительства новых / расширения существующих дата-центров, обслуживающих подобные сервисы.
Данный тренд, в свою очередь, привел к повышению востребованности операторов ЦОД, включая специалистов, обладающих наборами принципиально новых навыков. Как пример, приведем экспертов в области использования систем автоматизации дата-центра на базе искусственного интеллекта, а также в сфере сбора и аналитической обработки данных об инфраструктуре ЦОД, используемых подобными системами автоматизации.
Вероятно, ни одна технологическая отрасль не выиграла от пандемии больше, чем облачные вычисления. Возможность получения быстрого и надежного доступа к облачным сервисам практически из любой точки планеты делает их идеальным инструментом для специалистов, работающих удаленно, и небольших офисов структурных подразделений крупных корпораций, стремящихся избежать создания собственных серверных для размещения энергозатратного вычислительного оборудования.
Но означает ли это, что компании станут полагаться исключительно на IaaS (инфраструктура как услуга), полностью отказываясь от собственных локальных дата-центров и персонала, обслуживающего подобных ЦОД? Аналитики задаются данным вопросом в течение примерно десятилетия. На фоне пандемии и дальнейшей популяризации облака вопрос стал еще более актуальным.
Судя по всему, дата-центры (облачные, корпоративные, коммерческие) никуда не денутся в ближайшее время, равно как и обслуживающий ЦОД персонал. Но не за горами трансформация серверных ферм. Обе новости являются скорее позитивными для специалистов, работающих прямо сейчас в дата-центрах и готовых использовать новые возможности в области карьерного роста, предполагающие овладение новыми знаниями и навыками.
Специалисты организации Uptime Institute прогнозируют, что глобальный пул кадров индустрии ЦОД увеличится с примерно 2 миллионов штатных сотрудников в 2019 до почти 2,3 миллиона к 2025. Ожидаемый рост спроса на квалифицированных операторов ЦОД будут подстёгивать главным образом облачные и коммерческие (колокейшн) дата-центры.
Согласно прогнозам Uptime Institute, штат корпоративных ЦОД будет сохраняться на высоком уровне в течение грядущей пятилетки. Но с после 2025 штат облачных дата-центров начнет превосходить пул кадров сотрудников корпоративных ЦОД.
Важный момент: многие организации по-прежнему сталкиваются со сложностями при поиске подходящих квалифицированных операторов ЦОД. Около 50% владельцев / операторов дата-центров, принявших участие в опросе Uptime Institute в 2020, сообщили о проблемах с поиском квалифицированных кандидатов на открытые вакансии. В 2018 о подобной проблеме рапортовали лишь 38% респондентов.
Но специалистам по управлению инфраструктурой ЦОД не следует расслабляться, поскольку потенциальным работодателям требуются все более квалифицированные кадры. В каких направлениях следует развиваться персоналу дата-центра? Вот 8 наиболее востребованных специализаций.
1. Технический архитектор
Важность роли технического архитектора растет, поскольку приложения больше не закрепляются за конкретными вычислительными узлами, хранилищами и системами безопасности. Современные дата-центры построены на дезагрегированной инфраструктуре, предполагающей динамическое распределение ресурсов между несколькими приложениями.
Следствием является рост востребованности специалистов, располагающих соответствующими навыками проектирования IT-инфраструктуры ЦОД, гарантируя высокую производительность приложений и надёжность системы. Профильным специалистам требуются высокоуровневые знания о виртуализации, сети, хранилище, серверах и иной инфраструктуре.
2. Архитектор дата-центра
Сложная работа архитектора дата-центра требует специальных знаний о физической вспомогательной инфраструктуре ЦОД, включая понимание принципов работы систем электропитания и охлаждения, особенностей здания серверной фермы. Структура затрат и иные факторы также важны в контексте проектирования дата-центров.
Архитекторы помогают определить планировку объекта и обеспечить физическую безопасность. Планирование размещения конструкций и объектов внутри ЦОД, включая стойки, фальшпол и проводку, также является частью работы подобных специалистов.
3. Управление ресурсами облака
Универсального поставщика облачных услуг не существует. Корпоративным клиентам приходится комбинировать продукты разных провайдеров. Следовательно, нужны специалисты по управлению ресурсами частного, публичного и гибридного облака, используемого компанией-клиентом.
Характеристики продуктов поставщиков облачных сервисов варьируются в широких пределах. Некоторые провайдеры обладают сильными позициями в определенных регионах за счет развитой локальной инфраструктурой, тогда как иные предлагают льготные условия получения определенных услуг. В ряде случаев сторонние облачные сервисы попросту неуместны, что делает частное облако первоклассным решением (например, когда требуется строгая конфиденциальность данных).
Необходимо вести постоянный мониторинг облачных сервисов и оптимизировать расходы, чтобы гарантировать отсутствие излишних трат. Одновременно нельзя допускать, чтобы оптимизация затрат приводила к проблемам с производительностью. Все перечисленные задачи ложатся на плечи специалиста по управлению ресурсами облака.
4. ИИ и МО
Объемы данных, генерируемые датчиками внутри ЦОД, а также IT- и вспомогательным оборудованием, уже сейчас огромны, продолжая расти ежедневно. Укреплению данного тренда, в частности, будет способствовать распространение краевых вычислений.
Для максимально эффективного управления подобными данными необходимы искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО). Как следствие, растет спрос на операторов ЦОД, располагающих ценными навыками в таких сферах как обучение ИИ-систем, моделирование, программирование и обеспечение эффективного взаимодействия между человеком и ИИ.
5. Робототехника
В основе идеального дата-центра будущего лежит значительная автоматизация, предполагающая внедрение роботизированных манипуляторов и полноценных роботов. Данный подход позволяет минимизировать сбои, обусловленные пресловутым “человеческим фактором”, сократить эксплуатационные расходы и даже создать бескислородные машзалы для минимизации риска коррозии серверных компонентов. Обслуживание систем автоматизации ЦОД, очевидно, потребует помощи квалифицированных техников.
6. Специалисты в области программного обеспечения
Часто IT-инженеры (особенно специалисты, работающие с сетевой инфраструктурой ЦОД) ориентированы исключительно на аппаратное обеспечение. Конечно, у многих присутствуют знания о работе в интерфейсе командной строки, но о навыках в области программирования речи не идет.
Большинство сетевых инженеров никогда не выполняли даже базовых программные функции наподобие вызова API (вызов, предусмотренный интерфейсом прикладного программирования). Использование API способно значительно упростить выполнение многих задач, являясь более рациональной заменой попыткам написать скрипт для командной строки.
Не всем сетевым инженерам ЦОД нужно становиться программистами. Но рекомендуется стать, как минимум, опытным пользователем программного обеспечения и понимать, как использовать API и SDK для выполнения административных задач. Вся современная сетевая инфраструктура разработана под управление через API. Дни командной строки прошли. Нежелание признать это – серьезная угроза профессиональному будущему многих сетевых инженеров.
7. Безопасность дата-центра
Существует множество возможностей для трудоустройства в сфере обеспечения безопасности ЦОД, учитывая, что речь идет как о физической безопасности, так и о кибербезопасности. В дата-центрах хранятся конфиденциальные данные, и утечки способны возыметь катастрофические последствия для организации-владельца / оператора ЦОД.
Когда-то физическая безопасность обеспечивалась с помощью считывателей бейджей и электромагнитных цифровых кодовых замков, но появилось множество инноваций, включая камеры видеонаблюдения с поддержкой ИИ, сканеры отпечатков пальцев, считыватели радужной оболочки глаза и системы распознавания лиц.
Нельзя забывать и про кибербезопасность, которая также развивается. Теперь мощные комплексы, включающие разнообразные средств защиты информации (от инструментов управления событиями до систем на основе машинного обучения), позволяют специалистам по безопасности замечать то, что раньше ускользало от их взора. Для обслуживания подобных систем требуется квалифицированный персонал.
8. Работа с устаревающими компонентами дата-центра
Куда податься профессионалам в сфере обслуживания инфраструктуры дата-центра при желании покинуть индустрию ЦОД, но впоследствии использовать полученные навыки? К сожалению, подобные навыки малопригодны за пределами рассматриваемой индустрии. Причем они быстро устаревают. Сегодня можно встретить не так уж и много инженеров по мэйнфреймам / администраторов АТС.
Очевидно, что будущее за описанными выше технологиями / задачами. Но переход от устаревающих компонентов дата-центров к сверхсовременным займет достаточно много времени. В конце концов, когда дело доходит до критически важных систем, компании часто придерживаются менталитета «если не сломалось, не чини/не меняй».
Таким образом, операторы ЦОД, неспособные / нежелающие перепрофилироваться, могут заняться поиском работодателей в сегментах, которые, как правило, характеризуются более медленным внедрением передовых технологий. Примером могут служить дата-центры государственных и местных органов власти, банков и специализированных предприятий розничной торговли.
- Alexander: За R718 будущее )
- нет событий, чтобы показывать