Исследования: нехватка кадров вынуждает операторов ЦОД полагаться на облако, а коронакризис – менять стратегии снабжения

23 ноября 2021

Кадровый дефицит на рынке ЦОД и борьба за талантливых инженеров Уходящий 2021 год стал непростым для индустрии ЦОД. Данный период ознаменовался не только ростом спроса на вычислительные мощности / арендные площади коммерческих ЦОД и, соответственно, повышением выручки. Операторы и владельцы серверных ферм столкнулись с рядом серьезных вызовов. Рассмотрим данные вызовы детальнее, опираясь на результаты тематических исследований.

Кадровый дефицит и борьба за талантливых инженеров

В течение следующих четырех лет должны серьезно измениться паттерны распределения IT-нагрузок интернет-компаний между серверным оборудованием, размещенным в собственных локальных центрах обработки данных, с одной стороны, и решениями на основе колокейшн (совместное размещение серверов в коммерческих ЦОД) / облачными платформами – с другой. По крайней мере, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (хотя и в других регионах прослеживаются аналогичные тренды). Если сейчас нагрузки распределены 50/50, то к концу пятилетки доля корпоративных ЦОД существенно упадет.

К таким выводам можно прийти, изучив результаты исследования, проведенного поставщиком силового оборудования ABB в партнерстве с информационным порталом Data Center Dynamics (DCD). Исследование позволяет ожидать, что к 2025 году все большее число операторов центров обработки данных в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут переходить в облако или в большей степени полагаться на колокейшн.

Причиной станет усиливающаяся нехватка квалифицированных работников, снижающая способность интернет-компаний создавать и эксплуатировать новые локальные корпоративные серверные фермы для удовлетворения потребностей в вычислительных мощностях, стимулируемых пандемией.

В ходе опроса, проведенного авторами исследования, более двух третей ведущих отраслевых экспертов (69,1%) указали, что в ближайшем будущем доля локальных корпоративных вычислительных мощностей снизится до 25%, тогда как совокупная доля колокейшн и облака вырастет до 75%.

Исследователи утверждают, что причина такого сдвига связана со сложностями при создании новых корпоративных ЦОД для развертывания локальных вычислительных мощностей. Более 40% респондентов, опрошенных ABB, заявили, что темпы строительства центров обработки данных в Азиатско-Тихоокеанском регионе не позволяли угнаться за спросом в течение последних 12 месяцев.

Определенную роль сыграло сочетание непредсказуемого всплеска спроса, с одной стороны, а также замедления проектов по возведению ЦОД с использованием традиционных методов строительства из-за социального дистанцирования и сбоев в цепочках поставок – с другой .

Трое из четырех респондентов (76%) согласились с тем, что трансформация бизнеса требует создания гипермасштабных ЦОД, но исследование показало, что соответствующим планам мешает ряд проблем, которые были созданы или усугублены пандемией. В число подобных проблем входят снизившаяся устойчивость цепочек поставок (82,2%), меры предосторожности в отношении здоровья и безопасности (77,3%), а также доступ к специализированным субподрядчикам и кадрам (74,2%).

Доступность профессиональных операторов ЦОД с необходимыми навыками также возглавляет список факторов, которые будут иметь наибольшее влияние на бизнес в течение следующих трех лет: 44,6% респондентов назвали это ключевой проблемой.

Проблема нехватки кадров в Азиатско-Тихоокеанском регионе отражает тенденции, наблюдаемые в Европе, где 42% операторов центров обработки данных говорят о нехватке на континенте квалифицированной рабочей силы для удовлетворения растущих потребностей бизнеса. Представители более 80% европейских компаний, охваченных опросом, заявляют, что на их бизнес уже повлияла нехватка рабочей силы. Причем более семи из десяти респондентов считают, что пандемия усугубила нехватку квалифицированных кадров в отрасли.

Да, запускаются различные инициативы, призванные решить кадровый дефицит. Одним из перспективных способ борьбы с нехваткой персонала является финансирование обучения дополнительных специалистов. Например, группа поставщиков услуг ЦОД, включающая CyrusOne, CBRE, Virtus, ARK и другие компании, недавно профинансировала программу Digital Futures (Цифровое будущее) в лондонском Университетском техническом колледже в Хитроу (UTC Heathrow), направленную на то, чтобы дать учащимся старшего школьного возраста фору в индустрии центров обработки данных.

Тем не менее, привлечение талантов в отрасль, обучение и повышение квалификации — все это требует времени. Причем ситуацию усугубляет активная конкурентная борьба за талантливых операторов ЦОД. Поэтому интернет-компаниям в краткосрочной и среднесрочной перспективе придет более активно использовать облако и колокейшн, а также акцентировать внимание на автоматизации корпоративных ЦОД.

Кризис в цепочке поставок

Еще одно важное исследование, напрямую связанное с коронакризисом, провел информационный портал Data Center Frontier. Исследование касается того, как владельцы и операторы дата-центров преодолевают возникшие перебои в цепочках поставок, связанных с возведением новых ЦОД и поддержанием работоспособности уже введенных в эксплуатацию дата-центров.

Давление на цепочки поставок является вполне реальным, что требует применения множества стратегий для управления запасами труднодоступного оборудования. Хотя большинство операторов дата-центров и представителей компаний, обслуживающих индустрию ЦОД, опрошенных Data Center Frontier, заявляют, что пока не наблюдали критических сбоев, случаи нехватки уже фиксируются, различаясь в зависимости от географического расположения конкретных ЦОД и типа необходимого оборудования.

Так, поставщик оборудования для центров обработки данных Vertiv, отмечает возникновение перебоев в Северной и Южной Америке, где проблема доступности материалов является наиболее острой, а цены на сырьевые товары превысили ожидания.

Компания DigitalBridge, которая контролирует бренды колокейшн-провайдеров Vantage Data Center и DataBank, сообщает, что летом в Европе возникли некоторые проблемы с цепочкой поставок, но многие из них были решены. Компания также сталкивалась с аналогичными проблемами в США. Причем речь всегда шла о небольших компонентах, нехватка которых, как показывает практика, способна замедлить процесс ввода в эксплуатацию целого машзала отдельного ЦОД.

Представители колокейшн-провайдера Iron Mountain сообщили об увеличении периодов ожидания заказов в рамках собственных цепочек поставок. В частности, на 10–12 недель увеличилось время выполнения заказа на некоторые изделия из стали. Но в компании подчёркивают, что на начало 2022 года колокейшн-провайдер хорошо обеспечен оборудованием. Все благодаря заключенным ранее контрактам, которые уже предполагали расширение бизнеса в ответ на возможный рост спроса.

С другой стороны, колокейшн-провайдер Equinix и вовсе сообщил, что за год удалось ввести в эксплуатацию помещения для 18 000 стоек. Компания даже сегодня не фиксирует серьезных задержек с вводом новых мощностей в эксплуатацию, несмотря на общие рыночные опасения, связанные с проблемами в цепочках поставок. Подчеркивается, что этот результат является закономерным следствием усилий, прилагаемых командами по закупкам и поиску поставщиков.

Исследование показало, что в случае большинства операторов ЦОД эффективное антикризисное управление глобальными цепочками поставок обуславливается накопленным опытом и уже выстроенными партнерскими взаимоотношениями, а также заблаговременным планированием. В число ключевых стратегий входит следующее:

  • Заказ оборудования заблаговременно.
  • Хранение большего количества постоянно востребованного оборудования на собственных складах.
  • Работа с большим количеством поставщиков, включая новых партнеров, которые могут найти труднодоступные продукты.
  • Осуществление единовременных покупок для удовлетворения конкретных краткосрочных потребностей (иногда данная стратегия предполагает закупку продуктов по сильно завышенным ценам).
  • Углубление отношений с хорошо себя зарекомендовавшими поставщиками и предоставление им гарантий стабильного спроса, способствующего финансовой устойчивости.
  • Работа над прогнозированием и закупками на 2022, 2023 и последующие годы.

Представители компаний, принявших участие в исследовании, и рыночные эксперты не берутся спрогнозировать, когда может снизиться давление на цепочки поставок, поэтому предварительные заказы сегодня являются для многих главным приоритетом.

Плохая новость заключается в том, что сроки выполнения заказов увеличились. Но есть и хорошая новость: у компаний достаточно времени, чтобы составить комплексные планы, охватывающие все возможные товары. Некоторые участники исследования уже прорабатывают стратегию на 2023 год, учитывая при планировании увеличенные сроки поставки некоторого оборудования.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *