В заливе Сан-Франциско строится плавучий ЦОД Google?
Рядом с одной из пристаней острова Трежер-Айленд (США) строится что-то крупное и высокотехнологичное. На территории бывшей базы ВМФ североамериканского государства в самом центре Сан-Франциско кипит работа над плавучей баржей. И все указывает на то, что в этой работе участвуют не обычные работники судоверфи, а инженеры Google.
Что происходит внутри баржи, пока неясно. Известно лишь, что высота стальных конструкций, возвышающихся над палубой судна, сопоставима с четырехэтажным зданием. Причем сделано все из современных грузовых контейнеров. Представители Google отказались что-либо комментировать. Но местные жители, которые уже довольно давно наблюдают за работой близ пристани, называют баржу не иначе как секретным проектом поискового гиганта.
Эта крупная баржа, вероятнее всего, является плавучим центром обработки данных Google. Судно расположено в непосредственной близости от острова Трежер-Айленд – между Сан-Франциско и Оклендом. (Фото: Джеймс Мартин / CNET)
Журналисты ресурса CNET внимательно изучили доступные данные по договору аренды земли и построек на острове, связанную с данным проектом информацию в соцсети LinkedIn, а также опросили местных жителей и проконсультировались с экспертами. Собранная информация позволила им с высокой степенью достоверности утверждать, что модификацией баржи у всех на виду занимается именно Google, поддерживая при этом повышенную секретность и строгие меры безопасности.
Вид сверху на баржу рядом с Ангаром номер 3 до начала установки контейнеров. (Фото: CNET)
Эксперты предположили, что интернет-гигант создает плавучий центр обработки данных. Звучит очень убедительно, ведь размещение серверного оборудование на барже позволяет получить доступ к дешевому источнику охлаждения в виде забортной воды, а также к недорогому источнику электроэнергии – морским волнам. Подтверждает эту догадку и тот факт, что в 2009 году Google получила патент на плавающий ЦОД. Не будем забывать и о том, что размещение IT-оборудования внутри стандартных ISO-контейнеров уже давно является устоявшейся практикой.
Ангар 3
В конце прошлого года начался крупный проект внутри крупного здания на острове Трежер-Айленд, известного как Ангар номер 3. После этого само здание и прилегающие территории оказались недоступны для посторонних посетителей. Но благодаря спутниковым снимкам все той же Google мы можем получить представление о ранних стадиях проекта.
Когда Ангар 3 сменил арендатора, само здание и большая часть прилегающей территории обзавелись высоким ограждением, чтобы никто не мог заглянуть внутрь. (Фото: CNET)
Все что строилось внутри ангара и рядом с ним сейчас благополучно переместилось на баржу рядом с пирсом. Длина судна составляет 76.2 метра, ширина – 22 метра, высота от ватерлинии до палубы — 5 метров. Баржа была построен в 2011 году в городе Бель Часс, штат Луизиана (США), на судоверфи C & C Marine and Repair. Судно имеет регистрационный номер 0010 BAL. И с его палубы сейчас открывается шикарный вид на восточную часть знаменитого моста San Francisco Bay Bridge.
Поверх палубы расположена модульная конструкция из морских контейнеров высотой с четырехэтажное здание. Кроме того, над палубой возвышаются 12 белых шпилей, которые могут быть чем угодно: от мачт-флагштоков до антенн. На корпусе каждого контейнера имеется по три узких щели (по всей видимости, это окна). В северо-восточной части палубы есть лестница, с помощью которой можно попасть на вершину модульной конструкции. Примечательно, что один контейнер наклонен к горизонтальному уровню под углом в 45 градусов. Большая часть замысловатой конструкции накрыта темной сеткой, и этом мешает разглядеть, что внутри.
Транспортные контейнеры перед погрузкой на баржу находились за пределами Ангара 3. (Фото: Джеймс Мартин / CNET)
Джоэл Иган, возглавляющий компанию Cargotecture, которая проектирует уникальные здания из ISO-контейнеров, заявил, что структура выглядит как дата-центр. «Вырезы в стенках контейнеров выстраиваются в одну линию – это окна для коридоров», сказал Иган. «Внутри контейнеров при желании можно свободно разместить любое IT-оборудование: от серверов до мэйнфреймов… Для офисного строения окон там явно недостаточно».
В северо-восточной части палубы есть лестница, с помощью которой можно попасть на вершину модульной конструкции (Фото: CNET)
Сотрудник Стэнфордского университета и эксперт по дата-центрам Джонатан Куми, сказал, что плавающие серверные фермы – вполне жизнеспособный проект. Возможно, использование морской воды в системе охлаждения и может являться несколько проблематичным, но все проблемы вполне преодолимы. Эксперт также сказал, что компании вроде Dell, Hewlett-Packard, Sun Microsystems и Microsoft уже давно строят дата-центры с помощью грузовых контейнеров, потому что подобные ЦОД могут быть легко развернуты и перемещены. У Google даже есть патент на такую технологию. «Подобное бы меня совсем не удивило», заявил Куми. «Вся эта группа контейнеров вполне может оказаться дата-центром».
С палубы баржи открывается шикарный вид на восточную часть знаменитого моста San Francisco Bay Bridge. (Фото: CNET)
Еще одним убедительным доказательством причастности поискового гиганта к данному проекту является то, что в 2009 году компания Google получила патент на «дата-центр водного базирования». В тексте этого документа плавучая серверная ферма описывается как «система, которая включает в себя плавучую платформу для монтажа дата-центра, состоящего из множества вычислительных блоков; электрического генератора для использования на море, который соединен со множеством вычислительных блоков; и одной или более систем охлаждения, использующих морскую воду для оптимизации температурного режима вычислительных блоков».
Схема плавучего дата-центра из датированного 2009 годом патента Google. (Фото: Google)
Схема дата-центра водного базирования – вид сверху. (Фото: Google)
Патент предполагает, что «вычислительные устройства будут размещены внутри множества демонтируемых с помощью крана модулей». Там также сказано, что «модули ЦОД могут быть размещены в форме двух- и трехмерного массива… Например, в два ряда, каждый из которых содержит по два контейнера … Эти модули также могут быть размещены друг над другом – по два или более». Патент был выдан трем инженерам — Джимми Клидарсу, Дэвиду Стиверу и Уильяму Хамбаргену, каждый из которых до сих пор работает в Google.
На корпусе каждого контейнера имеется узких щели, выполняющие роль окон. (Фото: CNET)
Эксперты журнала Time назвали эту идею инженеров Google «одним из лучших изобретений» 2008 года. Почему? В патенте поискового гиганта описана крайне эффективная система. Она построена из стандартных модулей, представляющих собой ISO-контейнеры. Это упрощает установку модулей на корабле или грузовике и транспортировку с помощью наземного и водного транспорта в районы, которые больше всего нуждаются в дополнительной IT-инфраструктуре. Эта концепция позволяет минимизировать углеродный след бизнеса интернет-компаний. Кроме того, плавающий дата-центр может самостоятельно вырабатывать большое количество энергии с помощью волновых генераторов, находясь на расстоянии в 5 — 10 километров от берега.
Доказательства причастности Google к проекту
Пусть представители Google и не подтвердили информацию о том, что компания строит плавучий дата-центр на пирсе в Трежер-Айленд, который принадлежит ВМС США и сдается в субаренду администрацией города Сан-Франциско. Но многие факты доказывают, что внутри Ангара 3 и на барже в юго-восточной оконечности острова происходит именно то, чем мы писали выше.
Отвечая на вопросы CNET, представительница администрации Сан-Франциско Мириан Саез, которая курирует сдачу в аренду объектов на острове Трежер-Айленд, сказал, что компания Google не арендовала Ангар 3. Она заявила, что новым арендатором здания стала компания под названием By and Large LLC. На русский это названием можно перевести как “то круче, то полнее” (морской термин) или “по большому счету” (образное выражение).
Ангар 3 на острове Трежер-Айленд рядом с пиром номер 1 на Apple Maps. (Фото: CNET)
Информации о компании By and Large в сети немного, и нет четких корреляций между ней и Google. Предоставленный Саез договор аренды свидетельствует о том, что арендовали объект двое мужчин: Майк Дарби и Кеннет Юи (официальные представители By and Large). В документе также присутствует номер телефона зарегистрированной в штате Делавэр компании. Дарби сказал, что он не был связан с By and Large. Связаться с Юи, чья подпись стоит под договором аренды, журналистам не удалось.
Тем не менее, бывший сотрудник Google, пожелавший остаться неизвестным сказал, что технологический гигант часто создает подставные компании, чтобы официально запустить большой проект в атмосфере повышенной секретности. Саез сказала, что контактировал с ней человек по имени Тим Брэндон. У нее остался лишь номер телефона Брэндона.
Над таинственной баржи палубой возвышаются 12 белых шпилей, которые могут быть чем угодно: от мачт-флагштоков до антенн (Фото: CNET)
Набрав номер, предоставленный Саез, журналисты услышали: «Спасибо за звонок в Google. Набранный номер уже не используется». Кроме того, профиль Брэндона в соцсети LinkedIn говорил о том, что этот человек является «Старшим менеджером по операциям с активами, CBRE @ Google», а его работа заключается в «управлении всей деятельностью по приобретению и отчуждению в разрезе портфолио активов Google в Силиконовой долине».
Но после того как журналисты связались с ним, отправив в начале этой недели сообщение через LinkedIn и письмо по электронной почте профиль Брэндона изменился: теперь его должно называется просто «CBRE». Должностные обязанности Брэндона теперь касаются «управления всей деятельностью по приобретению и отчуждению в разрезе портфеля активов в Силиконовой долине». То есть все упоминания о Google исчезли. К слову, ответа журналисты так и не удостоились.
Профиль Тима Брэндона в LinkedIn говорил о том, что он работает в Google, — пока с Брэндоном не связались журналисты CNET. (Фото: CNET)
Компания CBRE (или CB Richard Elli) является крупнейшим в мире оператором коммерческой недвижимости, предоставляющим услуги по управлению активами владельцам, инвесторам и арендаторам. Представитель CBRE подтвердил, что Брэндон трудоустроен в этой компании, но заявил, что компания CB Richard Elli не готова делиться информацией о своих клиентах. Примечательно, что CBRE регулярно направляет своих специалистов на объекты клиентов для выполнения актуальных задач или оказания услуг в области управления активами. В таких случаях профессиональные профили этих людей в соцсети могут иметь вид «CBRE @ + имя конкретного клиента». На сайте компании сказано, что Брэндон работает в Маунтин-Вью, штат Калифорния, где расположен головной офис Google, тогда как у самой CB Richard Elli офисов там нет.
12 белых мачт на барже, построенной на судоверфи C & C Marine and Repair (Фото: CNET)
Представитель судоверфи C & C Marine and Repair, на которой это судно было построено, отметил, что баржи вроде BAL 0010 способны пройти практически по любому каналу, а также могут перемещаться по открытой воде. Это позволяет предположить, что модифицированное судно вполне может быть предназначено для эксплуатации вдалеке от залива Сан-Франциско.
Гигантская структура была построена на вершине баржи, зарегистрированной под номером BAL 0010, которая принадлежит компании By and Large. Последняя является арендатором Ангара номер 3. (Фото: Джеймс Мартин / CNET)
Журналисты не обнаружили формальной связи между секретным проектом и Google, но при этом им удалось найти менее официальные, но все же довольно убедительные доказательства. Женщина, которая работает в кафе Oasis, расположенном на одной улице с Ангаром номер 3, сказала, что она часто обслуживала людей, носивших бейджи с надписью “Ангар 3”, которые платили «кредитными картами Google». Она также сказала, что все происходящее внутри здания и на барже очень засекречено. При этом даже люди, которых она подозревала в работе на Google, не «знают, над чем именно они работают на самом деле».
Во время прогулки рядом с Ангаром 3 за репортером и фотографом CNET внимательно следили эти два человека, и у одного из них был большой бинокль. (Фото: Джеймс Мартин / CNET)
Когда журналисты встретили сотрудника одной из построек рядом с Ангаром 3 и спросили, что это было за здание, мужчина в ответ поинтересовался, что они искали. Журналисты ответили, что им нужен был Google, и он без колебаний посоветовал пройти к главному входу, который находится немного дальше вдоль крупного строения. На входе был пост охраны с парой видеокамер. Когда журналисты заявили, чтобы им нужно посетить представителей Google или поговорить с Тимом Брэндоном, начальник охраны попросил удалиться. Несколько дней спустя после возвращения фотографа и журналиста CNET к Ангару 3 за ними внимательно следили два человека (один с большим биноклем).
К слову, на одной из табличек над входом в Ангар 3 сказано: «Вы входите в защищенное здание. Пожалуйста, передайте охране свои смартфоны, фотоаппараты и любые другие аудио- и видеозаписывающие устройства».
Вывеска на двери Ангара 3 дает понять, что арендатор (Google?) запрещает проводить фото- и видеосъемку внутри здания. (Фото: Даниэль Тердимен / CNET)
Один из обитателей Трежер-Айленд, которого зовут Крис Чайлдерс, заявил, что он никогда не видел слово «Google» на Ангаре 3 или зданиях рядом с ним, но люди часто говорили о том, что внутри гигантского строения и на барже в течение нескольких месяцев работают специалисты именно этой компании. Чайлдерс отметил, что в декабре этого года арендатор получил контроль над парковкой рядом с пирсом и усилил меры безопасности. Информацию подтвердил художник, который часто работает неподалеку.
Так или иначе, полной информацией о данном проекте, скорее всего, владеют только Ларри Пейдж и Сергей Брин. Будем надеяться, что новые факты по поводу таинственной баржи, стоящей на якоре в заливе Сан-Франциско, появятся уже в ближайшее время.
Всего комментариев: 0