Что ждет российский рынок ЦОД на фоне изменений в законодательстве – мнение экспертов
Растущий спрос на вычислительные мощности и дисковое пространство для хранения информации, облачные платформы и инструменты для аналитической обработки больших данных стимулирует строительство новых и расширение существующих дата-центров по всему миру. И ситуация в России в полной мере вписывается в общемировой тренд.
По мнению экспертов, на фоне вступления в силу Федерального Закона 242-ФЗ с 1 сентября 2015 года российский рынок ЦОД в перспективе вполне может существенно обогнать мировой с точки зрения темпа роста. Ужесточение законодательства в области работы с персональными данными стало серьезной помехой для ряда интернет-компаний, тогда как для владельцев российских коммерческих ЦОД нововведения обернулись ростом клиентской базы.
Напомним, что Федеральный закон № 242-ФЗ требует, чтобы все иностранные компании, которые обрабатывают персональные данные российских граждан, хранили соответствующие единицы и нули на серверах и СХД, расположенных внутри ЦОД в пределах территории РФ. При этом компании, собирающие или обрабатывающие такие данные, должны уведомлять специалистов Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и коммуникаций (Роскомнадзор) о точном местонахождении соответствующих серверов и СХД.
Новые правила распространяются на провайдеров самых разнообразных интернет-сервисов. Это и электронная почта, и социальные сети, и поисковые системы. Хотя есть сведения, что ряду интернет-гигантов уровня Facebook и Google была предоставлена отсрочка до конца года на приведение своей инфраструктуры в соответствие требованиям российского законодательства.
При этом изменения в законодательстве должны затронуть не только компании уровня Facebook и Google, но и малый бизнес. В настоящее время большинство русскоязычных сайтов размещаются на серверах за пределами РФ. Вебмастера Рунета используют для этой цели ЦОД в таких местах как Амстердам, Хельсинки или Франкфурт. Но если владельцы таких сайтов хотят работать легально, им придется перемещать сайты на серверы в российских ЦОД. В противном случае их ждут штрафы и блокировка. В конечном итоге нововведения затронут любую организацию, которая хранит данные российских клиентов. А таких предприятий около 2,4 млн. Это среди прочего и все организации, которые принимают платежи по банковским картам россиян.
Если компания официально представлена в России, Роскомнадзор отправит ей вежливое письмо о необходимости локализации данных. Если компания официально не зарегистрирована, Роскомнадзору некуда писать. Так что сайт соответствующей компании будет блокироваться, потому что она ведет незаконную деятельность (к примеру, принимает платежи без уплаты каких-либо налогов и при отсутствии какой-либо правовой защиты для клиентов). Эксперты полагают, что на фоне перспективы блокировки все больше и больше компаний постепенно будут приводить бизнес в соответствие закону.
Рыночные аналитик отмечают, что многие иностранные компании заняли выжидательную позицию и не спешат приводить свой бизнес в соответствие российскому законодательству через размещение серверов в ЦОД на территории РФ. Ни о каком хаосе или панике среди иностранных компаний речь не идет, зато заметно определенное пренебрежение. Как часто случается после введения подобных драконовских мер, топ-менеджеры не спешат следовать рекомендациям властей и начинают шевелиться лишь при возникновении серьезной угрозы бизнесу.
Нечто подобное было после принятия в США закона по борьбе с терроризмом (он же US Patriot Act). Многие компании тогда последовали рекомендациям властей, но были и исключения. К примеру, ряд швейцарских банков начали выполнять запросы о предоставлении информации только тогда, когда американцы перешли от угроз на словах к делу и стали блокировать их счета.
Эксперты отмечают, что в настоящее время российский рынок коммерческих дата-центров чувствует себя хорошо и вполне готов выдержать возможный всплеск спроса со стороны как крупных интернет-компаниях, которым нужны большие клиентские зоны внутри коммерческих ЦОД для размещения своего IT-оборудования , так и менее крупных организаций из числа владельцев разного рода коммерческих сайтов.
В распоряжении большинства местных колокейшн-провайдеров в настоящее время имеется по 500 — 1000 квадратных метров незанятой полезной площади в машзалах коммерческих ЦОД. В целом по рынку Москвы в настоящее время доступно около 7000 квадратных метров свободного пространства. Это не так уж и мало, поскольку даже для обслуживания относительно популярных сайтов с посещаемостью на уровне 100 000 уников в день понадобиться арендовать лишь половину стойки.
К сожалению, многие владельцы российских коммерческих ЦОД не могут в полной мере воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке. Российские банки берут непомерные проценты по кредитам, в то время как получение инвестиций из США и Западной Европы просто невозможно из-за экономических санкций. Ситуация может принести пользу бизнесу лишь ряда крупных игроков, у которых имеются свободные средства для строительства новых ЦОД. Но таких не так уж и много.
Всего комментариев: 0