Дальние связи: «железо» в ЛАЦах и автозалах МТТ

11 мая 2010

В главном здании «Межрегионального Транзит Телекома» в Москве, на Марксистской улице, находится целых два технологических этажа, где присутствуют ЛАЦы и автозалы с разнообразным коммуникационным оборудованием от множества поставщиков. Чтобы посмотреть на все эти системы нам потребовалось больше двух часов. Поэтому, в этой фотоэкскурсии, мы будем двигаться в хронологическом порядке от наиболее «старых» помещений к новым: в любом случае, все подобные системы развиваются не одномоментно, а постепенно эволюционируют. И оборудование здесь можно встретить самое разнообразное. Некоторые комплексы стоят с самого начала создания компании, другие были поставлены на «боевое дежурство» относительно недавно.

Помещения большие, но заставлены техникой — одним взглядом все не охватить

Перед входом в помещение надо «снять с боевого взвода» автоматическую систему пожаротушения

Для начала определимся с терминами. Наиболее «старый» термин — это «автозал», в каком-то смысле он даже исторический — ранее здесь стояли автоматические АТС. Сейчас львиную долю места здесь занимают коммутаторы. ЛАЦ же можно расшифровать как линейный аппаратный центр. В любом случае, все это не более чем условности — все подобные помещения оснащены мощными климатическими установками, которые круглосуточно охраняются и обеспечены системой пожаротушения.

начнем экскурсию?

Центр коммутации AXE-10 …И его «внутренности»

В первом автозале находится транзитный центр коммутации AXE-10 от Ericsson Radio Systems AB, — он под нагрузкой, полностью рабочее оборудование. Правда, этому «железу» больше десяти лет — раритет — и его планируется заменить на более современное оборудование. В регионах предпочитают ставить оборудование от Strom Telecom или Siemens — есть оно и в столице: такой разброс объясняется желанием не привязываться к одному производителю

Коммутатор от Strom Telecom…И его «внутренности»

Здесь же размещены три стойки Strom Telecom — оборудование поставлено сюда в 2005 году и было приобретено, в основном, из-за небольшой, по сравнению с ведущими вендорами, цены. По возможностям и мощности это оборудование уступает «железу» Ericsson, причем за последнюю пятилетку его функциональные возможности еще и пришлось «доработать напильником» совместно с производителем.

По углам сиротливо расставлены запчасти 🙂

Ранее у МТТ было определенное разделение — транзитные центры коммутаци были установлены в семи регионах страны, в каждом из которых создали транзитный узел — транзитный центр коммутации подвижной связи. Эти узлы стали точками концентрации операторских сетей. На каждый транзитный узел замыкаются 10-15 региональных операторов. Сами транзитные узлы соединены между собой уже по принципу «каждый с каждым» с помощью как наземных, так и спутниковых цифровых каналов. После этого была активирована программа установки локальных центров коммутации в крупных городах для коммутации каналов внутри региона без вывода во внешнюю сеть. Идея была реализована, но после этого локальные центры коммутации вновь приравняли к региональным. Сейчас сеть МТТ является шлюзом между федеральными сетями сотовой связи, зарубежными сотовыми сетями, телефонной сетью общего пользования (ТфОП) России и зарубежными сетями электросвязи. Вообще, в столице у МТТ две станции междугородней связи — одна в автозале №1 и еще одна в автозале №3. Аналогичное оборудование есть в Новосибирске и Хабаровске.

Оборудование уплотнения каналов — DTX600

При большом желании можно не только проверить качество связи, но послушать разговор… Разумеется — только в качестве проверки качества речи 🙂

В автозале №1 размещено оборудование уплотнения каналов — DTX600, стоят с 2002 года. Сейчас их 560 штук — они «разбросаны» по всей стране. В автозале №1 находится примерно 10% от всего подобного оборудования. Производитель — ECI, переименованный сейчас в Veras Network. Все подобное «железо» поставлялось от одного производителя, поскольку во время закупки аналогов по цене и качеству подобрать не удалось. Очень возможно, что оно в скором времени будет заменено на «железо» от китайских производителей. На некоторых «железках» можно увидеть трубки для голосовой связи — изначально это было необходимо для обеспечения служебной связи с удаленным узлом. Поскольку эти устройства работают в паре, организовать это не сложно. Кроме того, эту трубки позволяют проверить качество связи — послать и получить тоновый сигнал. Правда, теоретически можно послушать и конкретный разговор.

СОРМ — просто СОРМ 🙂  И здесь «змеиная свадьба: через затемненное стекло много не увидеть

Ключик оказался в замке, но открывать мы не стали — там могла быть сигнализация 🙂

Шкаф с СОРМ — несмотря на вроде бы полную секретность его наполнения, ключ от стойки приветливо торчал в замке. Хотя, предосторожность эта излишняя — чужие здесь не ходят, а весь персонал наперечет.


«Железо» от Rad Data Communications, Inline и Mirial


Оборудование Excel CSP 2090 от компании Cantata Technology

В следующих шкафчиках представлено оборудование для передачи данных. К примеру, Omni Q от Rad Data Communications — мощная распределенная платформа для мониторинга качества, количества и характера соединений в сетях NGN, которая включает в себя систему проб для записи различного типа трафика (до 12 Гбит/с), масштабируемую систему сбора CDR и обработки статистики (12M BCHA), Web-интерфейс к базе данных Oracle для хранения данных оператора за период 1 год и более. Чуть ниже расположена Inline Telemanagment Platform для проверки качества голосового трафика. И в самом низу обнаружился весьма современный Mirial PSE 3G Gateway, который предназначен для пропуска трафика 3G-сетей. Причем, кроме связи H.323 и SIP IP с сетями H.324M, он поддерживает различные PC-сервисы — к примеру, видеозвонки, VAS-приложения типа видеопочты, видеопорталов, видеочата и т.д. Отмечена здесь и платформа Excel CSP 2090 от компании Cantata Technology, на которой может быть реализован Fixed-Mobile Сервис с поддержкой сетей GSM и IMS с дуальных терминалов где кроме GSM-модуля может быть в наличии и Wi-Fi.


Все рабочие стойки и юниты аккуратно помечены чтобы никто ничего не перепутал. На шкафчиках указан собственник.


А на юнитах на табличках от руки, но аккуратно надписаны технические детали.


Как и в любом ЦОДе, свободное до поры до времени место используется под временный склад запчастей. Логотипы Cisco внушают уважение 🙂


А это — заземление. Специально выведено выше транспортного канала чтобы можно было «подкрутить» кабель от нужной стойки.


Это совсем не кварцевая лампа — а аварийное освещение Jambo light: внутри есть аккумулятор, поэтому при выключении питания можно проводить аварийно-восстановительные работы.


Пожарные извещатели

В отдельном помещении расположены баллоны с углекислым газом, подключенные к системам пожаротушения в ЛАЦах и Автозалах. Есть и «портативные» огнетушители на колесиках


Или огнетушители совсем миниатюрные — ручные

Есть в ЛАЦах и автозалах и своя система пожаротушения однократного пуска. Правда, к каждому помещению подключены свои баллоны. Везде около дверей можно встретить специальные индикаторы «Газ! Не входить!» — они включаются как только система стартует. Система автоматическая и ставится «на боевой взвод» как только все работы в помещениях завершены и людей там не остается: при выходе для этого включаются специальные датчики.


Тотальный контроль с помощью видеокамер

Все помещения под круглосуточным видеонаблюдением — камеры, правда, аналоговые, но все записывается. Есть центральный пост охраны, куда передается эта информация, а также планируется выводить данные на компьютеры центра управления сетью.
Совсем небольшой автозал в МТТ отведен для транспортного оборудования — в том числе и арендованные стойки сторонних операторов связи «Большой тройки». Несмотря на то, что контракты на основной объем пропуска трафика эти операторы аннулировали, как резервный канал МТТ активно используется. Остались и однажды оборудованные стыки между их сетями.


ECI XDM-1000

Среди прочего оборудования выделяется ECI XDM-1000 — самая мощная MSPP платформа семейства XDM для высокопроизводительных центральных узлов связи: она обеспечивает доставку любых услуг от 2 Мбит/с до 10 Гбит/с и 80 каналов DWDM. По сути, это концентратор массового трафика для работы в условиях высокой перегрузки в узлах опорной городской сети с возможностью оптимизации для приложений мульти-ADM и DWDM. Поддерживает широкий спектр услуг передачи данных, включая Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, IP, ATM и SAN. Кроме того — подходит для ячеистой, многокольцевой, звездной, кольцевой топологий и топологии точка-точка.

На «железе» экзотического оператора Bosh находится еще старый логотип МТС в бело-желто-красных тонах — явно все поставлено до давнего ребрендинга. Монтировать оборудование могут представители оператора связи, правда под техническим надзором сециалистов МТТ — на самом деле очень либеральные правила.


Все «внешние» операторы связи оснащают свои стойки персональными UPS и батареями — «живучесть» оборудования зависит только от заказчика.


А это оборудование крайне закрытой для посторонних глаз компании «Макомнет», которое обладает сильно разветвленной волоконно-оптической сетью, проложенной, в том числе, в тоннелях метрополитена. В данном случае здесь организован «стык» с ее сетью, базирующейся на технологии SDH и АТМ.


Везде специальные наклейки


Есть и персональная стойка «Совинтела» — это Fiber optic panel от производителя Telect.

Кабельные кроссы разделены по цвету — желтые наиболее важные и расположены отдельно от всех остальных. Соединение оптических кроссов по принципу «все-со-всеми».

Тестер каналов. Различные кабели для связи оборудования — никогда не знаешь какой разъем понадобится.


Телефон для внутренней связи — «мобильники» в рабочих помещениях часто «глохнут»


Прибор для мониторинга сигнализации ОКС-7

Продолжение следует…

Автор: Максим Букин
Источник: Nag

Всего комментариев: 1

  • _ОН_
    Автор: _ОН_ Добавлено 11 мая, 2010 в 11:13

    коекакерство — даже денег не нужно особых, чтобы не увеличивая бюджет сделать аккуратнее.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *