Нет смысла подтверждать уровень ЦОД международным сертификатом
Игорь Ситников, генеральный директор ООО «Телекоммуникационная компания Миран» (слева), и Андрей Сулоев, технический директор компани |
Многие российские операторы заявляют о соответствии своих центров обработки данных (ЦОД) международному стандарту Tier. Петербургская телекоммуникационная компания «Миран» тоже позиционирует дата-центр как соответствующий уровню Tier 3. По идее, обещанный высокий уровень качества услуг должен сформировать спрос. Но компания инвестировала в проект около 100 млн руб., а клиенты не торопятся заполнять предложенный ресурс. «Миран», в свою очередь, не спешит получать сертификат соответствия в Uptime Institute, разработавшем стандарт Tier. О причинах такого развития событий репортеру ComNews рассказали генеральный директор ООО «Телекоммуникационная компания Миран» Игорь Ситников и технический директор компании Андрей Сулоев.
— Так на какой процент заполнен сейчас ЦОД?
Игорь Ситников: Наш дата-центр общей площадью 500 кв. м подразумевает ввод в эксплуатацию всего около 70 стоек. На первом этапе, в апреле в 2010 г., мы запустили 24 стойки, из которых заполнили пока только 12. Переговоры с потенциальными клиентами идут, но очень неторопливо. Надеемся, что в сентябре-октябре уже будет возможность дать старт строительству второй очереди.
— «Миран» анонсировал ЦОД как высокотехнологичный, соответствующий стандартам Tier 3. Почему он не востребован?
И.С.: Прежде всего, рынок еще не привык к качеству такого уровня. Многих пугает цена размещения. Но нельзя сказать, что ЦОД простаивает. Ведь все запущенные 24 стойки, по большому счету, уже проданы. Есть желающие занять даже те, что еще не построены. Быстрому заполнению препятствуют внутренние стандарты корпоративных клиентов. Под них приходится дооборудовать компоненты, которые не предусмотрены ни одной из классификаций. Это один из нюансов, с которым мы столкнулись. Компания может принять решение переехать в дата-центр, но внутренние согласования при этом займут от трех месяцев до года.
— Для вас этот нюанс стал неожиданностью?
Андрей Сулоев: Да, мы этого не ожидали. Рассчитывали, что построим ЦОД по европейским стандартам, которые будут удовлетворять клиентов, и они планомерно заполнят все здание. Но вдруг клиент заявляет, что у него есть корпоративное правило, согласно которому он должен установить собственный источник бесперебойного питания поверх нашего. А ведь это конструктивное изменение: мы устанавливаем оборудование, начинаем согласовывать, и в результате момент въезда откладывается, хотя все договоренности уже были достигнуты. Эта ситуация в свою очередь замедляет процесс привлечения новых клиентов. Потенциальный клиент приходит к нам и видит, что довольно большие площади пустуют. Он не беспокоится, что место уйдет, начинает размышлять, сравнивает нас с соседями. У конкурирующего с нами «Петер-Сервиса», который тоже построил ЦОД близкий к требованиям Tier 3, все по-другому. У него мало пустующего места, и клиент, который это видит, боится упустить его.
— Какова стоимость размещения в вашем ЦОД?
И.С.: В среднем 57 тыс. руб. за стойку в месяц. Но мы планируем поднять цены на 20%.
— Вы же говорили, что высокая цена пугает потенциальным клиентов.
И.С.: Клиентов, которым требуется услуга такого высокого уровня, цена не пугает, и ее повышение для них не смертельно. А именно на такие компании мы и ориентируемся. Должен заметить, что цена, которой мы оперируем, занижена. Она настолько низка, что если мы опустим ее еще, то не сможем грамотно обслуживать оборудование. Все, чего мы хотим — вернутся к докризисному ценовому уровню.
А.С.: В связи с кризисом сильна тенденция сокращения заработных плат, количества сотрудников и так далее. Уровень качества обслуживания клиентов у большинства операторов упал. Причина банальна: многие набрали в штат студентов, не платят денег, растет текучка, падает репутация компании. Соответственно, цены падают, а компании предоставляют неприемлемый сервис. Мы себе такого не хотим позволять, нам важно поддерживать заявленный уровень.
— Намного ли отстаете от бизнес-плана?
И.С.: Примерно на два-три месяца. Мы рассчитывали на планомерное развитие, а получилось так, что вначале была просадка. Зато теперь ожидаем второй эшелон клиентов, с которыми уже ведем переговоры. Рассчитываем на резкий рост.
— Вы не сформировали пул клиентов до начала строительства дата-центра?
И.С.: Сформировали, но почти весь пул разбежался. По различным причинам: у кого-то изменились планы, стратегия, кто-то вообще развалился. Да, было рискованно начинать строительство без гарантированных клиентов, но, как выяснилось, не так уж это и страшно.
А.С.: На рынке можно наблюдать такую тенденцию: крупные петербургские компании, которые раньше гнездились либо в ЦОДах за границей, например в Финляндии, либо в Москве, возвращаются обратно в Петербург. Есть такие и среди наших клиентов. А все благодаря тому, что в Петербурге тоже появились ЦОДы высокого уровня.
— Планируете подтверждать уровень ЦОД международным сертификатом?
И.С.: Сам разговор на эту тему с американским Uptime Institute, который сертифицирует по уровню Tier, был, но пока мы не видим смысла в сертификации. Дело в том, что стандарт Tier 3 очень сильно завязан на архитектуре здания. Нам повезло — дата-центр мы разместили в приобретенном группой компаний «Бекар» отдельно стоящем двухэтажном промышленном здании, 1975 года постройки. В процессе реконструкции были заменены все инженерные коммуникации, перестелена крыша, само здание получило дополнительное усиление конструкции, был встроен второй этаж. Техническое задание на проектирование дата-центра также предусматривало его соответствие международному стандарту. Здание оснащено всеми необходимыми системами жизнеобеспечения: системами бесперебойного питания, поддержки климата, пожарной и охранной сигнализацией, системами видеонаблюдения и записи изображения, двумя дизель-генераторными установками. Но мы построили не Tier 3, а нечто похожее, потому что все равно некоторые вещи не удалось точно подвести под этот стандарт. Например, у нас нет возможности развести аккумуляторы по разным комнатам, как того требует Tier. Они у нас располагаются в разных шкафах, что соответствует российскому ГОСТ.
— Значит, все-таки не будете сертифицировать?
А.С.: Мы очень надеемся, что на основе Tier в России появится какая-то другая классификация, разработанная под нашу, российскую, действительность. Ведь требования Uptime Institute порой доходят до смешного: например, болты должны быть покрашены в определенный цвет и иметь дюймовую резьбу, а не метрическую.
И.С.: Кроме того, не стоит забывать, что этот орган сертификации тоже является коммерческой структурой. Мы обсуждали, во сколько может обойтись это подтверждение. Стоимость самого сертификата – $50 тыс., но вместе с оплатой командировок специалистов института, затратами на аудит и тому подобное, это удовольствие может обойтись в сумму до полумиллиона долларов. Я просто не смогу объяснить инвестору, зачем нужно тратить столько денег, если отдача будет минимальной. Эти средства лучше вложить в строительство следующего ЦОД.
— Тогда почему продолжаете активно позиционировать ЦОД как соответствующий уровню Tier 3?
А.С.: Исключительно из-за отсутствия похожей классификации на российском рынке. Мы позиционируем ЦОД как близкий к Tier, чтобы обозначить свой уровень.
И.С.: Наши проектировщики и строители брали за основу международный стандарт, но также руководствовались отечественными правилами, ГОСТами, СНИПами, ПУЭ и т.п. В результате получился достойный продукт. Да, Tier – это красивая упаковка. Но не только. В нем заложен огромный опыт проектирования и эксплуатации ЦОДов на Западе в течение длительного времени. И опираться на него в процессе проектирования, строительства и построения системы эксплуатации, учитывая наши особенности – не только можно, но и нужно.
— Вы упомянули про красивую упаковку. Воспринимает ли ее российский клиент?
И.С.: На Западе это продается, у нас пока нет. Упоминая про стандарт Tier в разговоре с потенциальным клиентом, я часто вижу потухший взгляд — он не понимает, что означает вся эта терминология. Поэтому пока приходится разъяснять.
А.С.: Думаю, более полезным для нас было бы получение государственного сертификата, который дает право на хранение информации органов государственной власти. От этого отдача будет больше. Но, как мне кажется, владельцы все равно будут позиционировать дата-центры, основываясь на классификации Tier.
— То есть, считаете, стандарт приживется?
А.С.: В нашем бизнесе довольно много людей, которые мыслят европейскими стандартами. Такие хотя бы сами для себя будут распределять ЦОДы по уровням Tier, если в России не появится другой, более приемлемой, классификации.
И.С.: А если она все же появится, то при ее разработке было бы логично не изобретать велосипед, не идти методом проб и ошибок, а использовать уже накопленный на Западе опыт. Как раз в этом существующий стандарт Tier и может помочь.
Источник: ComNews
Очень любопытная статья. Иллюстрирует все заблуждения гуляющие по рынку коммерческих ЦОД. По ощущениям интервьюеры плохо знают историю развития уровней классификаций, а также альтернативные системы. Надо будет посчитать на досуге срок окупаемости от заданных 100 млн затрат, площади, стоек и стоимости за стойку, любопытно что они оценивают лаг по бизнес плану месяцами.
Честно говоря, я думал, что данное интервью вызовет более бурное обсуждение …
Подождем. Абсолютно непонятно как на 500 квм, можно разместить 70 стоек. Что там офисы, или коридоры как Пикадилли? Срок окупаемости при отпимистичных расчетах 100 месяцев.
Более подробная информация. Интересно посмотреть, что там по затопляемой зоне, здание недалеко от набережной. Ну и конечно вряд ли там Тир3, поэтому такая и позиция.
По информации, полученной передя по ссылке, видно, что под Tier III господа не проходят уже даже по питанию, которое должно быть подведено от двух подстанций, а не трансформаторов. А данная статья ни о чем, проссто хаят то, что сами не смогли реализовать.
1) по ссылке пройдя: «нашем новом коммерческом дата-центре международного стандарта Tier 3». Господа, стесьняюсь спросить, вероятно у Вас первый сертифицированный по Tier ДЦ в России? Круто! 🙂
А в статье «Мы позиционируем ЦОД как близкий к Tier» — сразу видно, что техн. специалист вещает, а не ген. директор.
2) А бурной дискуссии не стоит ожидать т.к. все устали от красивых слов о различных уровнях и в итоге отказонеустойчивых ДЦ.
Удачи в реализации бизнес-планов ООО “Телекоммуникационная компания Миран”.
p.s. фотографии созданного Дата-центра г-н Ситников и Сулоев вероятно «случайно» забыли разместить на сайте.
Тиер 3 предполагает т.н. конкурентное обслуживание, то есть любой компонент, от генератора, трубы, задвижки и до последнего автомата, краника и кабеля может быть отключен для сервиса или вынут для замены без снижения общего уровня работоспособности всей системы…http://uptimeinstitute.org/index.php?option=com_docman&task=doc_download&gid=87
Если попадает — почему нет….:)
Доброе время господа. Готов пригласить всех Вас, на экскурс по нашему ЦОД, «Близкому к TIER3». Процедура регистрации на сайте tk-miran, укажите доп. причину или не указывайте, конструкцию ЦОД и адрес это не изменит. Будем рады показать, что и как мы построили. Подробную экскурсию гарантирую.
Андрей — думаю, что не у всех есть реальная возможность приехать в Санкт-Петербург и посмотреть ваш датацентр. Если Вы пришлете фотографии с описанием вашей площадки, мы их с удовольствием опубликуем и у всех будет возможность оценить по достоинству ваш ЦОД.
Готовы прислать фото?
Доброе время суток.
Фото галерея есть на сайте tk-miran.ru.
описание тоже довольно развернуто описано.
Мой ответ задержался на пару месяцев, поэтому бурное обсуждение уже в прошлом.
Андрей, я думаю, что не только мне будут интересны Ваши ответы на прозвучавшие вопросы в этом топике.
Хотелось бы опубликовать фото-экскурсию по Вашему ДЦ у нас, Вы не будете против, если мы воспользуемся фотографиями с Вашего сайта?