Ужасы нашего хостинга – поглощай и властвуй!
Кто же, кто еще кроме тебя?
Рынок хостинга не часто радует отечественного пользователя, какими-либо громкими событиями или новостями. Разве что датацентр останется без электричества или хозяйствующие субъекты между собой государственных денег не поделят и начнут веерные отключения и временные ограничения по доступу к пользовательским сайтам, и тогда вся хостинговая и околохостинговая тусовка начинает с интересом следить за развитием событий.
Крупных покупок и поглощений среди отечественных хостеров не было последние 3-4 года, не считая странных обсуждений на форуме хостобзора (hostobzor.ru) о продаже сферических компаний в ваккуме или забавных «оферт», о скупке мелких хостингов, как на сайте компании SPRINTHOST.RU.
Последний раз общественность активно обсуждала слияния и поглощения, сделанные Хостинг-Центром РБК в 2006-2007 году, тогда были куплены и интегрированы в холдинг компании users.ru, arbatek.ru, spaceweb.ru, peterhost.ru, Гарант-Парк-Телеком , что позволило холдингу занять первое место на рынке виртуального хостинга. С тех пор много воды утекло, но никто больше на столь смелые и масштабные шаги не решался. Динозавры отечественного рынка прибавляли в весе естественным путем, не тратя время и силы на покупку и интеграцию «середнячков», а у молодых компаний ничего кроме энтузиазма, горящих глаз и свежих идей не было и уж тем более денег на покупку себе подобных – как говориться «не до жиру, быть бы живу».
Тем интереснее было прочитать пресс-релиз молодой и никому неизвестной компании «Логол» о «покупке активов» компании «Лидерхост». Как выяснилось, это уже второе приобретение на рынке виртуального хостинга, которое делает компания за последний год…
Кому все это нужно?
Хостинг очень специфический бизнес, доходность от которого по данным независимых аналитиков, составляет около 15%-20%. А значит вкладываться в эту отрасль, могут только те компании, у которых есть сильная «экспертиза» в этом вопросе.
До кризиса средняя стоимость клиента виртуального хостинга составляла от 80 до 120 долларов США. Если данные о клиентской базе компании «Лидерхост», размещенные в открытых источниках верны, на ее приобретение «Логолу» пришлось затратить около полумиллиона долларов! Серьезная инвестиция, если учесть, что многие эксперты считают рынок российского виртуального хостинга близким к насыщению.
Мнение экспертов
Мы решили узнать, что думают о слияниях и поглощениях в текущих экономических условиях эксперты. Мы обратились к руководителю холдинга «Хостинг-Комюнити» Александру Панову с вопросом о том, планирует ли холдинг наращивать свою клиентскую базу с помощью слияний и поглощений. Вот что рассказал Александр:
«Хостинг-Комьюнити смотрит в сторону совершения сделок по покупке мелких хостеров, но с очень-очень большой осторожностью. Определенные активы могут быть интересны, определенные активы менее интересны. На одной чашке весов сумма, а на другой приращение клиентской базы. Раньше, когда РБК начинал консолидировать хостинг-провайдеров, политика была идти на управление стоимостью компании. Абсолютно четко интересовали работающие компании, и они приобретались с точки зрения суммарного увеличения стоимости холдинга. Сейчас взгляд стал более прагматичным. Увеличить клиентскую базу, можно вложив миллион долларов в рекламу, а можно, приобретя кого-нибудь за миллион долларов. Я лучше вложу миллион долларов в рекламу, потому что это будет моя клиентская база, ее не надо будет шерстить, не надо будет смотреть, что там за клиенты, что там за услуги, это будут деньги потраченные на силу собственного бренда».
Александр также отметил, что «Хостинг-Комьюнити» не планирует никаких приобретений до конца 2010 года, так как сейчас в компании другие приоритеты, и управленческая деятельность направлена на более эффективное построение холдинга, для достижения определенных рыночных эффектов.
Бывший руководитель холдинга «Хостинг-Комьюнити» Дмитрий Уфаев высказал альтернативную точку зрения. Он считает эффективным и оправданным способом наращивание клиентской базы через скупку и консолидацию активов:
«В рамках компании РБК мы занимались активной консолидацией рынка хостинга. Дело в том, что покупка компании зачастую позволяет приобретать клиента дешевле, чем активный маркетинг и реклама. Покупку готовой клиентской базы, я считаю эффективным и правильным ходом. Вообще, консолидация рынка хостинга говорит о его зрелости».
Дмитрий отметил, что политика компании РБК по скупке хостинговых компаний была исключительно эффективна:
«Мы внимательно отбирали компании, которые были лидерами в своих сегментах, лидерами на своих уровнях. Мы брали самое лучшее у этих компаний, объединяли их в холдинги и это позволяло создавать синергию и предлагать существующим клиентам какие-то новые виды услуг, какие-то новые особенности, которых раньше не было и которые раньше они не могли получить. Такие слияния позволяют сократить издержки на приобретение сетевого и серверного оборудования, получить дополнительные скидки при регистрации доменов, получить дополнительный выигрыш при объединении финансовых, клиентских служб и служб технической поддержки. Объединение и укрупнение всегда позволяют больше экономить на базисе, и поэтому они выгодны и эффективны».
По мнению Дмитрия, приостановка активного процесса скупки хостингов со стороны РБК – дополнительный шанс для молодых компаний, способных консолидировать на своей платформе средних и мелких хостеров.
Директор по развитию компании «Логол» Андрей Егоров в интервью нашему изданию признался, что компания планирует вести активную политику по наращиванию клиентской базы за счет скупки более мелких игроков рынка:
«Не исключено, что до конца 2010 года мы приобретем еще две небольшие хостинговые компании. Я рассчитываю, что с помощью естественного роста и консолидаций к концу 2011 года, мы сможем занять не менее 3,5% рынка российского хостинга, регистрации доменов и SaaS решений».
В отличие от г-на Панова, г-н Егоров с интересом смотрит на возможности, которые открывает консолидация на дробном рынке виртуального хостинга:
«Рынок очень сильно фрагментирован, даже самые крупные игроки занимают на нем менее 10%. А значит, что по-прежнему есть место для процесса активной консолидации. Емкость рынка ограниченна, потратив значительные бюджеты на рекламу не всегда можно получить адекватный результат в виде прироста клиентской базы. Если вы тратите 10 000 долларов на рекламу, экономический эффект от нее может быть выше, чем от затраты 100 000 долларов рекламного бюджета за то же время. У нас очень простая политика в этом отношении. Если купить N клиентов проще, чем привлечь их с помощью рекламы – значит, их нужно купить и не распылять финансовые и маркетинговые ресурсы на дорогостоящие рекламные компании. Для клиентов небольших хостеров, которые вошли в нашу группу компаний это в первую очередь улучшение сервиса, возможность приобретения дополнительных услуг на единой платформе».
Независимый эксперт Петр Диденко так прокомментировал новость о возобновлении консолидаций на рынке хостинга:
«Дело, обычное нынче – те, у кого есть деньги, покупают тех, кто не умеет вести бизнес. У меня тут есть знакомые, которые готовы средних хостеров покупать пачками. Что тут сказать? :)»
Однако, никто кроме «РБК» и «Логола» в крупных покупках пока замечен не был. Возможно, процесс консолидации идет «тайно» и не освещается в IT изданиях. Так, например, пару лет назад интерес группы «ВТБ» к активам компании «Мастерхост» прошел незамеченным для широкой общественности.
А как же пользователи?
Хочется заметить, что российский пользователь достаточно устойчиво переносит разного рода невзгоды, связанные с низким качеством сервиса или отсутствием такового. Показателен пример с почти недельной недоступностью ресурсов российского хостинг-провайдера «Мак-Хост», после которого тот лишился 30% своей клиентской базы и дальше как птица феникс, возродившаяся где-то на Амстердамских просторах продолжил свое движение вперед.
Что же чувствуют клиенты, когда в один прекрасный день становится известно, что компания, которая исправно предоставляла им услуги хостинга или регистрации доменов переходит к другому владельцу?
На форумах и блогах начинается активность, в рамках которой кто-то из пользователей собирается «срочно бекапить» свои данные, а кто-то философски собирается «посмотреть что будет».
По словам г-на Егорова «Обеспокоенность пользователей естественное явление, и наша компания прилагает максимум усилий к тому, чтобы эту обеспокоенность превратить в удовлетворенность клиентским сервисом, ценовой политикой и качеством услуг. Своевременное информирование клиентов о ходе процесса консолидации – деталь? Безусловно! Но именно такие детали влияют на отношение компании и клиента».
Заключение
Интересно, каким будет рынок хостинга через 5-10 лет? Уже не первый год эксперты предрекают ему скорую стагнацию и чудесное превращение хостинг-провайдеров в провайдеров готовых SaaS решений. Продолжение процесса объединения хостинговых компаний после кризиса можно считать важным сигналом на пути эволюции отечественного хостинга. Безусловно, появление таких игроков как «Логол» – сильных игроков на рынке, способных быстро нарастить клиентскую базу и войти в 10-ку крупнейших российских хостинг-провайдеров, можно считать знаковым. Остальным участникам рынка стоит задуматься, над тем, какие шаги нужно предпринять, чтобы не только сохранить, но и приумножить свою долю на российском рынке виртуального хостинга.
Автор: Директор по развитию компании
- Alexander: За R718 будущее )
- нет событий, чтобы показывать