«На то, чтобы Интернет стал бесплатным, уйдет 5–8 лет»

30 ноября 2010

Заместитель гендиректора компании «МегаФон» Валерий Ермаков рассказал GZT.RU, что через пять-восемь лет мобильный Интернет и голосовые звонки станут бесплатными, а сотовые операторы будут зарабатывать на предоставление доступа к информационным ресурсам, для чего им понадобится строить сети центров обработки данных.

GZT.RU: В октябре «МегаФон» открыл в Самаре крупнейший в России центр обработки данных (ЦОД). Зачем компании нужен центр такого масштаба? Что там будет происходить, кроме обработки Интернет-трафика: обработка голосовых вызовов, колл-центр, что-то еще ?


Валерий Ермаков: Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, нужно понимание, зачем в в целом нужен телекомоператор, необходимо посмотреть, как телеком-индустрия развивается. Когда Александр Белл изобрел телефон, главной единица измерений в телекоме была минута, потому что базовой услугой был и пока еще остается голос, которая измеряется в минутах. Двумя ключевыми элементами сети при работе с голосом были коммутатор и биллинг, где происходили все необходимые расчеты. Сегодня телеком постепенно меняется, и мы подошли к тому периоду, когда рынок голоса насытился, и рост потребления голосовых услуг практически прекратился. Это первая тенденция.

Вторая тенденция связана с тем, что голос так или иначе будет перетекать в IP-технологии. Мы сейчас начинаем большую программу перевода всех наших сетей на IP, которая завершится в течение нескольких лет. Имеется в виду то, что весь сигнал с того момента, как абонент инициирует звонок, идет до точки приземления полностью в IP-соединении без всяких кодировок и преобразований. Трафик голоса превращается в трафик передачи данных. И совершенно очевидно, что в течение нескольких лет единицей измерения информации в телеком-индустрии будет уже не минута, а мегабайт. Все будет измеряться в мегабайтах. В результате телеком операторы фактически трансформируются в провайдеров Интернета.

Дальше возникает вопрос: во что оператор превращается? Оператор может быть «умной трубой» или «глупой трубой». Мне кажется, что операторы должны быть все-таки больше, чем просто «умной трубой», а быть «трубой», которая с одной стороны умеет работать с трафиком передачи данных, а с другой— выполняет функцию информационного портала для клиентов. Клиент не заинтересован просто в получении сервиса передачи данных, он заинтересован в получении конкретной информации. Человек использует свое мобильное устройство для того, чтобы получить доступ к конкретным ресурсам. Поэтому, фактически, в течение 5–6 лет телеком-индустрия будет трансформироваться из отрасли, работавшей с голосом и данными, в индустрию, которая начинает работать с информацией.

Информация становится главным элементом отрасли, поэтому ключевым узлом архитектуры сети телеком операторов в будущем будет не коммутатор, не биллинг, а центр обработки данных, где будет концентрироваться вся информационная оболочка оператора и где будут осуществляться шлюзы между сетью операторов и контент-провайдеров. Наша цель сделать так, чтобы информация оказалась внутри нашей сети, а для этого нужны специализированные площадки, которые умеют работать с информационными ресурсами подобного рода.

GZT.RU: С точки зрения конечного пользователя, как это будет выглядеть? Как это отразится на клиенте, что заметят пользователи?

В.Е.: Здесь надо отметить два основных преимущества, которые будут объективно интересны жителям страны. Надо понимать, что сегодня инфраструктура страны развита непропорционально. Основная масса российских информационных ресурсов сконцентрирована в пределах Москвы и Санкт-Петербурга и городов миллионников. А достаточно большой объем людей живет за их пределами. В Интернете есть такой важный базовый показатель, как скорость доступа, время отклика. А это влияет на то, какого качества и как быстро абонент получает информацию.

Я всегда привожу такой яркий пример. Мы были пару месяцев назад в Якутии, и глава администрации одного из районов Якутии показывал, как он работает с Интернетом. Это выглядит таким образом: вот он приходит на работу, открывает Интернет, кликает, дальше уходит заваривать чай, возвращается, открывается первая страница. Он ее читает, нажимает опять на другую страницу, уходит покурить. И он с такой скоростью работает. Конечно, время отклика очень маленькое.

Здесь есть две основные причины. Во-первых, магистральные сети непропорционально развиты по территории страны. У компании «Мегафон» на сегодня одна из крупнейших магистральных сетей в России. Магистральная сеть— это то, что позволяет очень быстро обеспечивать доступ к информации. Но помимо магистральной сети, нужны еще места, где концентрируются информационные ресурсы.

GZT.RU: То есть вам нужны сервера, где лежат копии популярных веб-сайтов ?

В.Е.: Да, конечно. Если у какой-то компании стоят сервера за пределами РФ, то скорость отклика принципиально другая, нежели в центре обработке данных в Новосибирске. И вы, как житель Новосибирская, сразу же ощущаете разницу с точки зрения качества доступа. Скорость доступа выше, время отклика выше, и вам гораздо более комфортно работать с данным информационным ресурсом, если контент доставляется из Новосибирска. Это реальное преимущество, которое клиент сразу ощущает.

Сейчас сложилась экосистема, в которой сосуществуют и операторы, и провайдеры. Контент-провайдерам очень важно получить доступ к клиентской базе, которая есть сегодня у операторов. И центры обработки данных— это площадка, где интересы этих двух групп игроков смыкаются вместе. Мы как раз обеспечиваем место, где концентрируются все информационные ресурсы и за счет развития центров обработки данных (ЦОД) собираемся обеспечить равный и гармоничный доступ всех наших клиентов к информационным ресурсам, что является уникальным преимуществом.

Очевидно, что голос постепенно начинает терять стоимость. В перспективе абонент будет готов платить за доступ к информации, но не за голос. ЦОД-ы дадут уникальную возможность изменить бизнес-модель, брать деньги за доступ к данным, но не за сам доступ. Это означает, что в стратегической перспективе сам выход в Интернет в России может стать вообще бесплатным.

GZT.RU: И сколько нужно ждать, чтобы подобное произошло?

В.Е.: Это очень хороший вопрос. С одной стороны, как я уже сказал, телекоммуникационная инфраструктура России развита непропорционально, особенно это касается территории за Уралом. С другой стороны, мы демонстрируем очень хорошие темпы роста, и за последние 10 лет наша страна прошла путь от практически минимального проникновения мобильной связи до самого высокого в мире показателя в этой области— 155%.

Сегодня по проникновению sim-карт Россия далеко опережает страны Европы и Северной Америки. Поэтому я абсолютно уверен в том, что у России огромный потенциал. На то, чтобы Интернет стал бесплатным, по-моему мнению, уйдет 5–8 лет. Тогда в России будет развит как мобильный, так и фиксированный широкополосный доступ . Скорость и того, и другого видов доступа будет комфортна для клиента, соответственно, будет возможность внедрять модель , при которой клиент может работать с информацией, а в ее стоимость уже будет включен доступ.

GZT.RU: В Самаре открыт один ЦОД, но существует план развития сети в целом по стране. Сколько предусмотрено таких центров аналогичный самарскому, в какой срок они будут построены? Где откроются следующие?

В.Е.: Сейчас мы готовим программу, она войдет в бюджет на 2011 год, который сейчас находится в стадии формирования. Мы рассчитываем, что в течение 3 лет у нас в каждом федеральном округе появится подобный центр обработки данных, который будет заниматься сбором и хранением информации. Полностью реализовать программу планируется в течение 2–3 лет.

GZT.RU: А каков объем инвестиций? Например, на самарский центр ушло 900 млн рублей. Сколько всего будет потрачено на ЦОД-ы в 2011 году?

В.Е.: Об этом будет уместно говорить после того, как бюджет на следующий год будет утвержден. В целом, мы рассчитываем в течение трех лет завершить развитие федеральных ЦОД-ов в каждом макрорегионе РФ.

GZT.RU: Исходя из стоимости самарского центра в 900 млн рублей примерная сумма инвестиций должна составить 900 млн умножить на количество округов, то есть порядка 7,2 млрд руб…

В.Е.: Вы знаете, здесь нет такой прямой зависимости, потому что стоимость ЦОД-а определяется многими факторами. Во-первых, это стоимость электроэнергии, в разных регионах она совершенно разная. В-вторых, она определяется объемом центра, необходимым для решения технологических запросов оператора. Очевидно, что ЦОД-ы в Москве и Санкт-Петербурге будут больше, чем в Самаре. Центры, которые будут располагаться за Уралом и на Дальнем Востоке будут либо равны по масштабу самарскому, либо меньше. Это индивидуально определяется в рамках каждого проекта. По большому счету, все зависит от количества человек, которые живут в данном макрорегионе. Например, на Дальнем Востоке 12 млн жителей, а в ЦФО проживает почти 29 млн.

GZT.RU: ЦОД-ы будут обслуживать собственная оптоволоконная сеть «МегаФона». Можете назвать цифру, какова сейчас протяженность оптоволоконных сетей Мегафона?

В.Е.: Протяженность магистральной сети «Синтерры», включающей и свои, и арендованные линии составляет 75 тыс. км. В разрезе нашего с Вами интервью правильнее будет Вам рассказать протяженность собственной объединенной магистральной сети. Она составляет 75,000 км, а с учетом арендованных ресурсов— 100,000 км. 2 июня мы завершили процесс приобретения одного из крупнейших операторов фиксированной связи «Синтерра». Само объединение будет закончено к 2012 году. Один из ключевых моментов, почему для нас «Синтерра» представляла интерес, это крупная магистральная сеть на территории РФ. Сейчас мы консолидируем все наши технологические возможности в области магистральных сетей, и я думаю, что мы будем готовы назвать официальные цифры уже в конце этого года— начале следующего. Но уже понятно, что магистральная сеть объединенной компании «Мегафон»-»Синтерра» становится одной из крупнейших в РФ.

GZT.RU: Вы говорили о том, что ЦОД— это центр хранения, предоставления информации, обработки трафика. Все идет к тому, что интернет-провайдеры и сотовые операторы объединяются. Какие у вас планы? Собираетесь ли вы выходить на рынок ШПД помимо Северо-Западного округа?

В.Е.: Сегодня рынок так или иначе двигается в сторону широкополосного доступа. У него есть два основных направления— мобильный ШПД и фиксированный ШПД. Если брать мобильное направление, то «МегаФон» сегодня является лидером в этой области.

После покупки «Синтерры» мы фактически получили в очень серьезном объеме доступ на корпоративный рынок фиксированного ШПД Северо-Западного региона. Сейчас мне сложно говорить о конкретных планах, но мы будем развивать это направление, учитывая тот опыт, который у нас есть в рамках объединения «ПетерСтара» и «МегаФона».

Источник: http://www.gzt.ru

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *