Рынок ЦОД в России берет разгон
Несмотря на влияние кризиса, операторы ЦОД не жалуются на результаты 2010 года и планируют масштабное расширение мощностей в 2011 году. При этом каждый называет разные причины незрелости российского рынка ЦОД: малые масштабы рынка, готовность заказчиков покупать некачественные услуги, пассивность поставщиков.
Когда наступит зрелость?
Практически у каждого оператора ЦОД есть собственное представление о том, в чем именно заключается незрелость российского рынка ЦОД и когда она будет преодолена. Так, по мнению генерального директора IBS DataFort Дениса Калинина, рынку мешают его малые объемы, и зрелость наступит, «когда появятся ЦОДы, сравнимые по масштабу с европейскими – на тысячи и десятки тысяч стоек».
Руководитель направления ЦОД компании «Крок» Руслан Заединов связывает наступление зрелости с появлением у заказчиков навыка отличать качественные услуги от некачественных: «Мы страдаем от низкого уровня цен, которые предлагают игроки, строящие изначально некачественные, а потому дешевые ЦОДы». В то же время, созревание рынка ЦОД требует, чтобы поставщики предлагали не только collocation, но и достаточно широкий спектр сопутствующих услуг: «В первую очередь, это услуги интеллектуальной эксплуатации оборудования, размещенного или арендуемого во внешнем ЦОДе. Кроме того, можно взять на себя функции администрирования, расширенной диагностики, а в перспективе – эксплуатация территориально разнесенных катастрофоустойчивых систем», – сообщает Руслан Заединов.
Сегодня на российском рынке ЦОД еще не оформилась понятная для всех участников структура услуг, а сами поставщики услуг не накопили достаточного опыта. Без всего этого говорить о зрелости рынка невозможно, считает исполнительный директор Stack Group Рафаэль Сухов. Незрелость проявляется и в пассивности поставщиков услуг ЦОД: «Многие владельцы технологических площадок и поставщики услуг ЦОД не считают нужным вкладываться в формирование спроса, выжидая, когда клиент сам заявит о необходимых ему сервисах», – говорит исполнительный директор Stack Group.
Наступление зрелости требует соответствующей инфраструктуры и благоприятных законодательных условий для развития бизнеса, считает Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития DEAC: “Выражаясь языком цифр, это увеличение в десятки раз пропускной способности каналов передачи данных с высокой связностью и надежностью, отсутствие дефицита площадок и увеличение площади коммерческих ЦОДов в десятки раз, а главное – развитие условий работы бизнеса, который и будет являться основным двигателем развития ИТ-аутсорсинга”.
Мощности будут расти
Несмотря на кризис, участники рынка ЦОД заявляют, что прошедший год вполне удовлетворил их ожидания: «Рост выручки по отношению к концу 2009 года составил порядка 10%, а по сравнению с окончанием 2008 года. – 45%, – сообщает Рафаэль Сухов. – И это при том, что мы с 2007 года сохраняем неизменными цены на свои услуги». «Предварительные финансовые результаты за 2010 год в России были вполне ожидаемы и показывают закономерный рост порядка 15%», – сообщает Олег Наскидаев.
В то же время, нельзя говорить, что кризис никак не сказался на спросе: «В 2009 год произошел откат на базовые сервисы, типа простого collocation, которые в 2010 и 2011 будут расти, – сообщает генеральный директор IBS DataFort. – Но в ближайшем будущем мы опять ожидаем дефицит площадей».
В то же время, ни один из участников рынка не планирует останавливаться на достигнутом – расширение мощностей ЦОД в 2011 году стоит в планах каждой компании. Так, «Крок» предполагает в 2011 году увеличить мощности на 910 стоек, а Stack Group планирует добавить 500-700 проектных стоек с использованием технологии модульного энергоэффективного дата-центра Stack.КУБ.
Финансовый сектор – «локомотив» рынка ЦОД
По информации операторов ЦОД, финансовый и банковский сектор занимают лидирующие позиции в структуре заказов. Более подробная статистика от компаний Dataline и Stack Group показывает, что финансовый сектор составляет примерно 2/5 от их общего объема.
Распределение заказчиков по отраслям: Dataline и Stack Group
Источник: Dataline, 2010 | Источник: Stack Group, 2010 |
Поскольку эти компании формируют статистику на основе разных схем отраслевой классификации, представленные ими данные трудно сопоставлять напрямую, однако ведущая роль финансового сектора – налицо в обоих случаях. В то же время, любопытно, что «торговые сети» в структуре заказов Dataline занимают ровно столько же, сколько «торговый бизнес» занимает в структуре заказов Stack Group – 7%.
Заказчики начинают интересоваться «облаками»
В прошедшем году мода на «облачные вычисления» уже сказалась на поставщиках ЦОД: «Виртуальная инфраструктура, которая используется в режиме эластичного «облака» или как выделенная статичная вычислительная мощность под задачи заказчика, занимает порядка 5-7% места в нашем ЦОДе», – сообщает Руслан Заединов из «Крок».
«Если в 2008 – 2009 годах никто из клиентов Stack Data Network не задавался вопросами по этой теме, то уже в 2010 году число запросов об облаках исчисляется десятками», – говорит Рафаэль Сухов. Вместе с тем, сегодня интерес к облачным услугам далеко не всегда воплощается в заказы: «Пока это больше похоже на праздное любопытство – клиенты явно находятся на этапе сбора первичной информации, необходимой им для понимания возможностей и потребностей виртуальных технологий конкретно для их бизнеса», – говорит исполнительный директор Stack Group. Однако поставщики услуг ЦОД ожидают, что спрос на услуги ЦОД в связи с «облачными вычислениями» будет повышаться и, по мнению Дениса Калинина, этот рынок в будущем «ожидает медленный, но верный рост».
Автор: Егор Гребневй
Всего комментариев: 0