РЫНОК ЦОД: основные тенденции глазами эксперта

28 августа 2012

Пути развития рынка дата-центров каждым экспертом видятся по-своему. Тем не менее некоторые точки зрения как бы объединяют мнения многих, являясь отражением общей ситуации в сегменте. Каковы же они, основные тенденции на рынке ЦОД с точки зрения его непосредственных участников? Краткий ответна этот вопрос удалось оформить в виде небольшой аналитической заметки.

Уровень проникновения информационных технологий в бизнес для большинства коммерческих компаний в Украине составляет 80%, а в телекоммуникационной отрасли еще выше — около 90%. Соответственно, часто возникает необходимость в создании надежных и, по возможности, недорогих дата- центров. То, что для создания ЦОД требуются усилия многих специалистов, очевидно, однако специалисты эти должны быть не только инженерами. В составе рабочей группы со стороны интегратора необходимо присутствие финансового эксперта, который мог бы говорить с представителями бизнеса на их языке.

Нужны универсальные специалисты

В ходе работы над проектом участвуют, по сути, три основные группы — инженеры- разработчики, владельцы финансов и служба эксплуатации. У каждой из них свои цели и задачи, лишь частично совпадающие с устремлениями двух других групп. Так, непосредственные создатели комплекса стараются сделать его по всем техническим правилам, невзирая на расходы, цена для них не является существенным аргументом (деньги-то все равно не их J), зато высокая надежность и эффективность всех подсистем — предмет особой гордости. Обладатели денег, напротив, склонны к максимальной экономии; при этом они не слишком вдаются в технические вопросы. Службу эксплуатации зачастую вообще не спрашивают, тем не менее роль этой группы должна учитываться в процессе разработки проекта, поскольку, как правило, дата- центр встраивается в действующую ИТ- инфраструктуру компании. От того, как он впишется в общую систему и насколько грамотно будет обслуживаться и эксплуатироваться, зависит эффективность работы всего комплекса ЦОД. Кроме того, эмпирически установлено, что ежегодные затраты на эксплуатацию (OPEX) дата- центра составляют 5- 10% от суммы капитальных вложений.

Но когда встречаются инженеры и финансисты, возникает вопрос их эффективного взаимодействия. На этом этапе нужны универсальные специалисты, способные свободно ориентироваться в терминах всех вышеупомянутых групп. Количественный состав рабочих коллегий должен сокращаться и при этом не терять профессионализма — сейчас к этому стремятся как интеграторы, так и заказчики. Небольшим группам проще взаимодействовать и принимать совместные решения.

На этапе подготовки внедрения необходимо провести предпроектный консалтинг, иначе резко падают шансы убедить клиента в целесообразности проекта. Казалось бы — это очевидно. Но на практике большинство проектов отклоняются на этапе убеждения распорядителей денег. Тем не менее до сих пор многие интеграторы пытаются обойтись без предварительного консалтинга и детальных финансовых расчетов, делая основной упор на разработку инженерного проекта. Клиента же интересует, насколько он может увеличить эффективность своей организации (в случае коммерческой компании — прибыль) за счет внедрения нового ЦОД, когда вернутся вложенный инвестиции. Иными словами, требуется грамотное обоснование ИТ- бюджета, более того — детальный инвестиционный план с учетом постоянных и переменных затрат, нормы прибыли, ключевых рисков и т.д. Очень немногие интеграторы держат в своем штате специалистов, способных разработать такой документ на должном уровне.

В то же время здесь может возникнуть недоверие со стороны клиента, ведь интегратор — заинтересованная сторона. Теоретически, можно было бы обратиться за консультационными услугами во внешнее агентство, что нивелировало бы данный фактор. Но в нашей стране нет ни одной независимой компании, которая бы предоставляла профессиональные консалтинговые услуги в сфере построения ЦОД. В то же время и сам заказчик зачастую не обладает необходимыми человеческими ресурсами для всесторонней экспертизы проекта, поэтому весь груз ответственности в части консалтинга лежит на плечах интегратора.

Факторы влияния на рынок

В связи со слабым ростом национальной экономики (будем надеяться, что она все- таки растет ©) стремление заказчика минимизировать затраты на ЦОД ощущаются особенно остро. Характерной тенденцией нескольких последних лет является то, что заказчик практически в обязательном порядке просчитывает и сопоставляет эффект от использования собственного или арендованного ЦОД. Некоторые просят также предоставить расчеты для мобильного дата- центра. Правда, по финансовым причинам МЦОД (равно как и дизель- роторные ИБП, водородные элементы электропитания и прочие «экзотические» решения) в нашей стране не используются. К тому же что бы ни говорили производители, срок поставки первых контейнерных ЦОД в нашу страну будет сопоставим по времени с построением собственного комплекса, не говоря уже об аренде готовой инфраструктуры в коммерческом дата- центре (к которой, кстати, отечественный заказчик прибегает все чаще).

Важным аспектом построения дата- центра является наличие подходящего помещения. Бытует мнение, что в крупных городах Украины найти таковые весьма сложно. Это так, но не по причине отсутствия подходящих помещений, а из- за того, что о них просто никто не знает! Агентства недвижимости еще не умеют выбирать и предлагать подходящие площадки с учетом всех необходимых условий — конфигурации и типа помещения, допустимой нагрузки на пол, достаточных каналов связи и электрической мощности и т.д. Специализированные службы, например, «Киевэнерго», могут помочь лишь по одному или, в лучшем случае, нескольким ключевым параметрам. Но ведь все должно учитываться в комплексе, а такой сводной базы ни у кого нет. В результате клиенты все чаще начинают заниматься капитальным строительством, причем делают это с привлечением внутренних ресурсов, без помощи профильных организаций (в т.ч. интеграторов). Сложностью является также получение необходимой электрической мощности, причем не столько из- за того, что ее нет, сколько по причине бюрократических проволочек и других административных факторов.

На развитие отечественного рынка ЦОД с недавних пор начинает влиять еще и тот фактор, что производители решений (через свои представительства и аффилированные структуры) сами пытаются выступать в роли интеграторов. Учитывая то, что рынок проектов ЦОД в Украине сильно сократился за последнее время, а относительно крупные внедрения исчисляются единицами, упомянутый аспект может иметь существенное влияние на данный сегмент.

Константин КОВАЛЕНКО,

KK********@te********.com«>KK********@te********.com

руководитель направления инженерных систем

компании «Техносерв Украина»

Журнал «Сети и бизнес» №3 (64), 2012 г.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *