«Селектел» построил ЦОД в Москве
Компания «Селектел» построила в Москве дата-центр на 80 стоек. Это первый ЦОД оператора за пределами Петербурга. Одной из особенностей дата-центра можно назвать то, что площадка обеспечена усиленной системой охраны. Игроки столичного рынка спокойно отнеслись к появлению новой площадки, отмечая, что, скорее всего, основную часть стоек «исторически» займет сеть «ВКонтакте». Тем не менее, в «Селектеле» рассчитывают привлекать московских клиентов, а к лету 2010 года увеличить существующие мощности еще на 100 стоек.
В «Селектеле» рассказали, что здание дата-центра находится в 2 километрах от станции метро «Октябрьское Поле», на улице Берзарина. Общая площадь столичного центра обработки данных компании составляет более 500 кв.м.
В Москве «Селектел» планирует сдавать в аренду 80 стоек 42U. Шкафы подключены к источникам бесперебойного питания и дизель-генератору через АВР, оборудованы 4-мя блоками по 9 розеток. Мощность, выделяемая на стойку, составляет 4 кВт и может быть увеличена до 8 кВт. Аренда стойки с 2 кВт стоит 18 тысяч рублей, стойка с 4 кВт – 65 тыс. рублей.
По данным «Селектела», ЦОД использует два независимых ввода электропитания мощностью 800 кВт каждый. Непрерывность электропитания обеспечивается кластером ИБП с общим резервированием N+1 и гарантированным временем работы под нагрузкой не менее 10 минут. На случай отключения двух вводов электропитания, предусмотрен дизель-генератор Cummins, резервирующий полную мощность дата-центра. Гарантированное время работы дизель-генератора без дополнительной дозаправки — 24 часа. Микроклимат в серверном помещении обеспечивается системой водяного охлаждения с прецизионными кондиционерами, зарезервированными по схеме N+2.
В ЦОДе стоят системы автоматического газового пожаротушения, а также защиты и предотвращения несанкционированного доступа в помещения. На входе в дата-центр расположен круглосуточный пост вооруженной охраны. В «Селектеле» уточнили, что за входом, периметром здания и каждым помещением следят более 50 камер видеонаблюдения. Каждая дверь в дата-центре оборудована системой контроля и учета доступа по магнитным картам.
У дата-центра есть собственные полностью зарезервированные оптические волокна до точки обмена трафиком М9.
Проект стартовал в начале 2009 года, в начале ноября ЦОД был запущен в эксплуатацию. Сумму инвестиций в «Селектеле» не раскрывают.
По мнению директора ЗАО «Датацентр» Ивана Карпухина, инвестиции можно оценить как $20-30 тыс. на стойку. «Это если электричество досталось бесплатно, — поясняет г-н Карпухин. — Если получали ТУ — прибавьте $2 тыс. на каждый киловатт».
«По нашим оценкам, инвестиции, необходимые для строительства объекта подобного уровня, могут составлять от $4 до 8 млн., в зависимости от использованных технических решений», — добавляет заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван» Андрей Касьяненко. Аналитик J&P Сергей Ермилов оценил инвестиции в строительство ЦОДа «Селектела» в Москве в $4,5-5 млн.
«Это наш первый опыт строительства ЦОД в Москве, — рассказал заместитель коммерческого директора ООО «Сеть дата-центров «Селектел» Роман Руденко. — Так сказать, «пробный шар». Есть желание попробовать свои силы на рынке столицы».
Игроки московского рынка отнеслись к появлению еще одного дата-центра спокойно.
«Стойки по 4 кВт позволят разместить максимум 10 серьезных серверов, что в принципе проект не рентабельный, — считает Павел Савранский из ЗАО «СВС-Связь». — На рынок дата центров в Москве это не повлияет никак, так как размеры и мощности не столичного формата. Склоняюсь к тому, что строился ЦОД «под себя».
«Учитывая небольшую емкость данного ЦОДа и невысокую категорию надежности, новому участнику московского рынка дата-центров предстоит работать в самом конкурентном сегменте, на который приходится наибольшее число открывшихся площадок, — предостерегает Андрей Касьяненко. – Исторически сложилось, что основных потребителем услуг компании «Селектел» является социальная сеть «ВКонтакте». Логично предположить, что и в Москве большая часть емкостей нового ЦОДа предназначена для размещения ресурса «ВКонтакте», который сейчас в столице размещается на площадках других дата-центров».
«В первую очередь — это резервный ЦОД для клиентов, существующих в Петербурге и желающих иметь площадку для размещения оборудования в Москве, — поясняет Роман Руденко. – Тем не менее, мы рассчитываем привлечь и московских клиентов из корпоративного сектора, контент-провайдеров и операторов связи».
По мнению Павла Савранского, новый ЦОД немного отстает от рыночных реалий. «На сегодняшний день клиентам необходимо от 10-25 кВт на стойку, однако такие мощности не готов подавать/отводить практически ни один дата-центр в РФ и Европе», — считает г-н Савранский.
«К 4500 метрам, введенным в 2009 году дата-центров в Москве, еще 500 сильно ситуацию не изменят. Как и еще одного нового конкурента к 20 другим, — полагает Иван Карпухин. — Судя по описанию, это обычный Tier 2+ c несколько завышенными ценами. Не знаю, насколько хороши продажники «Селектела», есть ли уже «свои» клиенты. Если своих клиентов нет, продажникам сейчас будет тяжело, так как клиентов в Москве сейчас мало, пустые Tier 3 дата-центры предлагают уже шкафы по 35 тыс. рублей с 100 включенными 100 мегабитами (при оплате на год)».
«Говорить о том, насколько успешным будет дебют питерской компании в Москве, где сегодня сосредоточено 80% всех аутсорсинговых дата-центров России, преждевременно, — полагает директор управления развития Stack Group Сергей Зайцев. – Действительно, несмотря на довольно высокую востребованность данного вида услуг, не все площади в дата-центрах сегодня заполнены. Отчасти из-за кризиса, побудившего компании минимизировать свои расходы, отчасти из-за того, что некоторые дата-центры не в состоянии выдержать заявленный уровень надежности. Поскольку «Селектел» уже имеет опыт эксплуатации дата-центров, есть вероятность, что оснащение московской площадки было выполнено с пониманием того, как это оборудование будет эксплуатироваться в реальных условиях. Думаю, через год мы получим ответ на этот вопрос».
Однако уже меньше чем через год у «Селектела» есть планы расширить московский дата-центр. «ЦОД по московским меркам не большой, поэтому оказать какое-либо существенное влияние на изменение долей рынка существующих игроков он не сможет, — соглашается Роман Руденко. — Но есть планы (ориентировочно весна-лето 2010 года) по началу строительства 2-й очереди этого ЦОДа, рассчитанной как минимум еще на 100 стоек».
По словам Сергея Ермилова, на рынке наблюдается резкое, неравномерное увеличение числа ЦОДов. «За последние 2 года появилось практически 5 тыс. новых стойкомест, и в ближайшее время эта цифра заметно увеличится за счет новых проектов, — уверен аналитик J&P. – Это способно вызвать переизбыток предложения, что неизбежно отразится на темпах заполняемости новых площадок. Проект «Селектела» существенно не повлияет на московский рынок, на котором уже более десятка игроков с площадками, способными разместить от 200 стоек и выше. Однако в целом увеличение количества игроков благоприятно сказывается на потребителях: больше выбор, больше возможностей размещения оборудования, а в скором будущем не исключено и снижение цен на основные услуги ЦОД».
Наталия Нелюбина
Источник: IP-News
Всего комментариев: 0