В авиакомпании «Нордавиа» прошла презентация вновь открытого Центра Обработки Данных
Авиакомпания «Нордавиа» по итогам 2012 года является лидером в регулярности авиаперевозок среди пассажирских авиакомпаний России. Одной из важнейших составляющих этого успеха является эффективное взаимодействие всех подразделений авиакомпании, участвующих в организации и обеспечении перевозок, планировании маршрутов, техническом обслуживании и летной работе. Без налаженной современной системы управления, включающего в себя постоянный мониторинг, контроль и учет, вопросы обеспечения отлаженного сотрудничества всех участников столь высокотехнологичного производства, как авиационные перевозки, сегодня просто невозможно. Ключевую роль в этом играет решение задач по автоматизации управления. С этой точки зрения «Нордавиа» по праву относит себя к передовым современным компаниям. Автоматизацией управления в авиакомпании целенаправленно занимаются с конца прошлого века, ее IT-специалисты всегда в фарватере новейших технологий в вопросах программного обеспечения управленческих процессов.
Одним из знаковых достижений завершившегося 2012 года в направлении развития информационных технологий в «Нордавиа» стало открытие собственного Центра Обработки Данных.
Что это значит для компании, в чем существенное отличие ЦОД от обычной «серверной» рассказал директор Департамента информационных технологий и связи Игорь НАВОЛОЦКИЙ:
– Главное отличие в том, что ЦОД – это не просто помещение с «железными ящиками», серверами. Во-первых, это аппаратура новейшего класса и уровня. Наши сервера, которыми мы пользовались до сегодняшнего времени, возможно, и могли бы представлять интерес для предприятий с меньшей «информационно-технологической нагрузкой», но для нас они невозвратно устарели.
Во-вторых, ЦОД – это развитая инфраструктура, обеспечивающая защищенный доступ к информации, хранение и передачу информации, взаимодействие между информационными сервисами, бесперебойное функционирование предприятия.
И, наконец, в-третьих, ЦОД обладает значительно более высокой степенью защиты, чем обычные сервера. . ЦОД «Нордавиа» имеет возможность автономного энергообеспечения и теперь мы избавлены от перепадов напряжения, отключения электроснабжения, которые, к сожалению, нередки и влекут за собой потерю оперативной информации. В авиационном бизнесе это архиважный фактор, могущий существенно нарушить текущие производственные процессы.
Несколько слов о технической реализации ЦОД. Наша компания отказалась от классической схемы построения и развития ЦОД, в которой каждому сервису или группе сервисов выделяется персональный физический сервер, в пользу использования технологии виртуализации серверов Microsoft Hyper-V. Данная технология все больше и больше проникает в ЦОД-ы крупнейших компаний за счет множественных плюсов, таких как: практически неограниченная производительность и масштабируемость, централизованное управление инфраструктурой, высокая надежность и отказоустойчивость, а также значительная экономия инвестиций и потребляемой электроэнергии.
В качестве платформы производственных сервисов используются виртуальные машины с операционными системами Microsoft Windows Server 2008/2012. Виртуализация этих серверов построена на базе отказоустойчивого кластера Microsoft Windows Server 2012 Datacenter, который в свою очередь работает на мощных серверах IBM System X с большим количеством процессорных ядер и оперативной памяти. Высокопроизводительная и высоконадежная система хранения данных IBM System Storage подключена к серверам кластера по скоростным интерфейсам Fibre Channel. Коммутационная часть инфраструктуры ЦОД построена на коммутаторах и маршрутизаторах Cisco, HP, D-Link работающих как на «классических» скоростях 1ГБ/с так и на высокоскоростных 10 ГБ/с . Также можем «похвастаться» внедренной системой мониторинга и управления Microsoft System Center 2012, которая предоставляет из себя комплекс сервисов по поддержанию инфраструктуры ЦОД в актуальном рабочем состоянии и значительно повышает использование ресурсов системных администраторов за счет централизованного администрирования.
– Игорь Геннадьевич, Вы упомянули о программных сервисах, используемых «Нордавиа» для эффективного управления. Можно конкретизировать о чем идет речь?
– Большинство используемых нами программ носят специфический характер и связанны с управлением именно авиационным бизнесом. Начну с современной программы «Эрлан-2». Она используется при планировании и контроле процессов, связанных с технической эксплуатацией воздушных судов. Данная программа позволяет обеспечивать практически весь спектр вопросов, связанных с этим направлением, в том числе вести и автоматизировать обработка «электронных формуляров» ВС; вести учет наличия, поступления и расхода изделий, получение информации по текущему состоянию авиационной техники и многое другое. Таким образом, бесперебойное техническое обслуживание парка воздушных судов «Нордавиа», оперативное отслеживание его состояния, поставка запчастей – основа безопасности полетов и «Эрлан-2» помогает поддерживать ее на высочайшем уровне.
Программа Meridian обеспечивает процессы связанные с планированием и оперативным управлением полетами. Здесь и ведение суточного плана полетов, ведение расписания, и оперативное управление полетами, и планирование и управление летной работой. Без использования данной программы невозможны работа таких подразделений авиакомпании, как Летный комплекс, Центр управления полетами. Кроме этого, данные из системы Meridian используются при мониторинге средней загрузки рейсов – основного показателя для планирования доходов.
При этом в информационно-технологическом активе предприятия есть и специальные программы поддерживающие процессы, связанные с учетом и контролем продаж, доходов и расходов предприятия, а также финансовый анализ от основной деятельности. Это Asia-Next и Mars.
Учет ресурсов предприятия ведется на основе ERP-системы (управление ресурсами предприятия) Microsoft Navision. В едином программном продукте осуществляется бухгалтерский учет, финансовый учет и бюджетирование, управленческий учет, кадровый учет и управление персоналом.
На предприятии налажен электронный документооборот. В электронном виде ведется учет и согласование договоров, хранятся и распространяются стандарты и документированные процедуры Менеджмента Качества. Основой для поддержки данного направления являются программы Lotus Notes и SharePoint.
В Нордавиа созданы и эффективно используются интернет-платформы, как для внешних потребителей, так и для обеспечения внутрикорпоративных коммуникаций. Речь идет о сайте компании, где размещается вся актуальная информация для пассажиров, ведутся электронные продажи авиабилетов. По посещаемости и постоянному росту электронных продаж мы видим как неуклонно растет «популярность» нашего сайта, что, безусловно, увеличивает нагрузку на «движок» (программное обеспечение) и требует постоянного, можно сказать, неусыпного администрирования. Поэтому размещение нашего сайта у себя – очень важный аспект поддержки на высоком уровне современного информационного сервиса для наших пассажиров.
Что касается внутренней интернет-платформы – экстранет – то это предмет нашей особой гордости. Корпоративный портал «Нордавиа» на сегодняшний день находится на «рабочем столе» компьютера каждого сотрудника компании. В «границах» портала решаются большинство вопросов текущего управления, размещается оперативная информация производственных совещаний и групп, образцы бланков и документов кадрового учета, важная внутренняя документация, формируются заявки для различных подразделений, ведется учет исполнительской дисциплины и многое другое. Мы сегодня достигли такого уровня автоматизации, когда любой работник авиакомпании, приступая к исполнению своих обязанностей автоматически, исходя из функционала и имеющихся разрешений, получает не только электронную почту, но доступ к определенным информационным разделам на внутренней интернет-платформе и к сервисным программам, которые он будет использовать в своей работе.
– Игорь Геннадьевич, слушая Вас понимаешь насколько же высоким уровнем должны обладать IT-специалисты авиакомпании, чтобы поддерживать и развивать такую мощную информационно-технологическую структуру.
– Безусловно. Наши системные администраторы, программисты, эксплуатационщики – специалисты высочайшего класса. Не ошибусь, назвав их уникальными. Перечислять их знания и навыки не стану, но обращу внимание на еще одну, на мой взгляд очень важную деталь. Любая информационно-технологическая система ничто, если нет пользователей или люди пользуются ее возможностями неграмотно. У нас в авиакомпании практически каждый работник в той или иной степени продвинутый пользователь и владеет как минимум 2-3 сервисными программами, активно используя их в работе. Этому, Вы сами понимаете, людей необходимо постоянно учить, консультировать при возникновении сложных ситуаций или элементарного непонимания, обеспечивать надежное состояние эксплуатируемой компьютерной и оргтехники. Без коммуникативных способностей со стороны IT-специалистов в этих вопросах не обойтись. В этом смысле работники ДИТиС «Нордавиа» это не просто узкие специалисты, но и консультанты-практики. А это, согласитесь, особо дорогого стоит.
Пресс-служба ЗАО «Нордавиа».
- Alexander: За R718 будущее )
- нет событий, чтобы показывать