Проведены комплексные испытания накопителя кинетической энергии

9 марта 2013

Компания «Русский сверхпроводник» провела комплексные испытания экспериментального образца накопителя кинетической энергии (НКЭ) большой мощности (до 50 кВт) и энергоемкости (свыше 4 МДж). Комплект силовой электроники, применимой в данной конструкции НКЭ, был любезно предоставлен компанией Mitsubishi electric. В ходе испытаний были опробованы режимы работы изделия в качестве источника бесперебойного питания, а также накопителя рекуперированной энергии городского наземного электрифицированного транспорта, метрополитена, пригородных электропоездов Российких железных дорог. Кроме того, была отработана модель функционирования НКЭ в сетях крупных промышленных потребителей энергии с резко переменным графиком нагрузки потребляющего оборудования и в сетях с альтернативными энергоисточниками.

На испытаниях накопителя присутствовали представители предприятий от холдингов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Транснефть», компаний, использующих ИБП при создании мощных центров обработки данных, специалисты организаций нефтехимической отрасли, венчурные инвесторы.

Наибольший интерес среди потенциальных потребителей кинетических накопителей вызвала способность быстрого запасания энергии, рекуперируемой с большой мощностью электрифицированным транспортом в ходе торможения электроподвижного состава перед остановками. Запасенная энергия хранится необходимое время в накопителях во время остановок и выдается в контактную сеть для разгона вагонов. Расчеты на основе полученных экспериментальных результатов показывают, что применение накопителей кинетической энергии позволяет экономить до 30% от потребляемой электротранспортом энергии. Данная сфера применения НКЭ позволяет достигать высокие показатели экономической эффективности, недоступные для других типов накопителей энергии.

Также высокий интерес вызывает сфера применения НКЭ в качестве источников бесперебойного питания. Кинетический накопитель способен быстро, в течение нескольких минут, запасать большой объем энергии для поддержания готовности энергоснабжения ответственных категорий потребляющего оборудования. И при необходимости с увеличенной мощностью выдавать её в энергосистему потребителя. В отличие от традиционных ИБП с химическими аккумуляторами, накопительный элемент НКЭ – маховик – не имеет износа, поэтому он служит без замены в течение всего срока службы такого агрегата – более 15 лет. НКЭ имеет еще ряд важных преимуществ перед химическими аккумуляторами: меньшие эксплуатационные затраты, отсутствие жестких требований по климатической защите помещения, существенно более высокий КПД, гораздо меньшая занимаемая площадь, отсутствие вредных химических веществ, безразрывность энергоснабжения потребителей при пропадании основного питания. Благодаря этому на сегодняшний день на рынке ИБП обозначился устойчивый рост интереса к накопителям кинетической энергии со стороны компаний, строящих и эксплуатирующих центры обработки данных и другие объекты с ответственным энергопотребляющим оборудованием. В настоящее время ИБП на основе НКЭ средней и большой мощности для использования в качестве источников бесперебойного питания активно внедряются на рынках развитых стран. Разработанный компанией «Русский сверхпроводник» ИБП на базе накопителя кинетической энергии показывает характеристики, не уступающие лучшим мировым аналогам, а по некоторым важным показателям существенно превосходит их.

Применение НКЭ в сетях предприятий с резко неравномерным графиком нагрузки также позволяет достичь значимых эффектов, что показали прошедшие экспериментальные исследования. Например, компенсации больших пиков и провалов в энергоснабжении и, следовательно, снижения нагрузок на оборудование питающих подстанций. Предприятия, которые имеют или планируют установку локальных энергоисточников, могут существенно снизить их мощность и, тем самым, капитальные и эксплуатационные затраты, поскольку пиковые нагрузки в таком случае компенсируются запасенной в маховике энергией. Для предприятий, закупающих мощность у энергопоставщиков, впервые появляется возможность значительного снижения объемов её закупки. Кроме того, НКЭ одновременно выступает в качестве сетевого фильтра, сглаживая скачки и провалы напряжения, подаваемого из сети.

Как отметил генеральный директор компании «Русский сверхпроводник» Александр Кацай, компания в ближайшее время собирается провести процедуру сертификации первой модели из широкой линейки накопителей кинетической энергии. «К нам уже поступают запросы от потенциальных заказчиков на поставку кинетических накопителей, мы ведем совместные консультации по внедрению НКЭ в энергосистемы потребителей, осуществляем расчеты экономического эффекта от их применения», — заявил А.Кацай.

В ближайших задачах компании стоит разработка следующей модели с увеличенной в 3-4 раза энергоемкостью и мощностью до 300 кВт, проведение её испытаний, в том числе на объектах реальных потребителей.

Всего комментариев: 3

  • Skip
    Автор: Skip Добавлено 12 марта, 2013 в 08:30

    Два раза прочитал, ничего не понял. Это наши ДИБП собирать хотят? Или индукционную катушку без ДГУ? Я то сначала обалдел. Думаю название какое Русский сверхпроводник, мечта о токе который гуляет без потерь по катушке из высокотемпературного свп сколь угодно долго и т.д.

    Ответить
  • enot
    Автор: enot Добавлено 12 марта, 2013 в 12:51

    Да обычный ДИБП без Р вроде Пиллера того же. Кто только такое ставить будет, неизвестного качества, с неизвестным уровнем сервиса.

    Ответить
  • Автор: Alexander Katsay http://www.facebook.com/profile.php?id=100000263860981 Добавлено 12 марта, 2013 в 15:07

    Skip’у: Да, ДИБП, никаких индукционных катушек. Мечта о токе свободногуляющем по проводникам пока только мечта. Цены на СПИНы низкотемпературные на аналогичную энергоемкость в 20-30 раз поболее будут. Высокотемпературные индкуктивные накопители пока делать невозможно (ближайшие лет 25 — точно). Но можно и подождать…
    Enot’у: Пиллеровский — похож, но будет проигрышнее в части масштабирования энергоемкости и мощности. Качество будет по ГОСТ Р и по ИСО обеспечено. Сервис наверное обеспечен будет. Машина ведь не бог весть какая сложная.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *