DCIM — ностальгия по мэйнфреймам

11 июня 2013

Converged NYCПрограммное обеспечение для управления инфраструктурой центра обработки данных (Data Center Infrastructure Management; DCIM) – термин, используемый специалистами для описания инструментов, которые помогают компаниям принимать разумные и обоснованные решения относительно расширения и эксплуатации своих дата-центров. На рынке есть решения, которые умеют делать намного больше, а есть и продукты, функционал которых несколько ниже, но приведенное выше описание справедливо для подавляющего большинства DCIM-решений.

Это абсолютно новый класс программного обеспечения, создатели которого стремятся унифицировать множество инструментов, используемых операторами дата-центров в течение десятилетий. Причиной всему тот факт, что теперь операторам приходится управлять намного более крупными ЦОД, чем в былые времена, да и количество самих дата-центров заметно возросло.

Кроме того, необходимо сделать данные, собранные с помощью инструментов DCIM, доступнее и понятнее для неспециалистов из подразделений компании, в которых не работают операторы ее ЦОД. Эти данные должны быть представлены таким образом, что понять их смогут даже весьма далекие от сектора IT менеджеры компании.

В этом году тема DCIM была одной из самых обсуждаемых на конференции на DatacenterDynamics Converged в Нью-Йорке. Эта тема обсуждалась на заключительном и самом важно семинаре мероприятия, где опытные специалисты индустрии ЦОД говорили о прошлом рынка DCIM-решений, о его настоящем и будущем.

Назад в будущее

Один из участников дискуссии, генеральный директор американского оптового поставщика площадей в дата-центрах Compass Крис Кросби, сказал, что DCIM по существу является попыткой индустрии ЦОД воссоздать возможности управления инфраструктурой, которые были доступны в эпоху мэйнфреймов, адаптируя их для современных распределенных сред. «Я думаю, что по сути дела мы пытаемся вернуться в будущем», сказал он.

«Это попытка максимизировать эффективность использования IT-оборудования в новой парадигме распределенной инфраструктуры». заявил Пол Фокс, руководитель корпоративного дата-центра Morgan Stanley, «Распределенная среда не позволяет операторам ЦОД с легкостью получить интересующие их данные о компонентах и имеющихся вычислительных мощностях, как это было в случае мэйнфреймов, при этом инструменты DCIM представляют собой попытку объединить данные из разрозненных систем».

«Детские болезни»

То, что мы видим, является всего лишь только становлением рынка DCIM-решений, и он (рынок) переживает те же фазы роста, через которые проходят все новые рынки. Ник Бустаманте, директор американской компании Microsoft по инженерному обеспечению ЦОД, говорит, что этот сектор повторяет в своем развитии этапы внедрения технологии виртуализации.

Многие владельцы ЦОД откровенно боялись перспективы полной виртуализации серверной инфраструктуры, когда технология только-только стала доступна и находилась на начальном этапе своего развития. Но были и специалисты, вовремя оценившие перспективность данной технологии или просто решившие рискнуть. Теперь они впереди конкурентов, а сама виртуализация серверной инфраструктуры является широко распространенной практикой в мире IT.

«Мы будем наблюдать то же самое на рынке инструментов DCIM,» говорит Бустаманте, отмечая, что ни один из подобных продуктов не сможет стать «операционной системой ЦОД» для всех, но ими начнут пользоваться IT-специалисты многих компаний — рано или поздно.

Это произойдет потому, что обычные инструменты для управления инфраструктурой (например, системы управления зданием (Building Management Systems; BMS)) не обеспечивают той эффективности при сборе данных о контекстуальных параметрах эксплуатации инфраструктуры дата-центров, которую обещают обеспечить создатели инструментов DCIM. Например, типичная система BMS не может с легкостью показать данные об оборудовании, находящемся внутри серверной стойки и дать оператору ЦОД контекстуальную информацию о том, как это оборудование влияет на общую динамику энергозатрат ЦОД, а также на холодопроизводительность объекта в целом.

Слишком рано для автоматизации с помощью DCIM

Некоторые компании, особенно крупные поставщики элементов электромеханической инфраструктуры ЦОД, которые также выпускают собственные DCIM-решения, продвигают идею автоматизации управления инфраструктурой через инструменты DCIM. По мнению Кросби, индустрия ЦОД все еще очень далека от этого.

«Я пока не готов осуществлять автоматизацию на уровне DCIM», говорит он. «Я не большой поклонник того, чтобы пытаться что-то автоматизировать, работая удаленно».

На данный момент DCIM-решения выступают скорее инструментом для создания механизма управления информацией, а не инструментом для осуществления динамических изменений и внесения корректировок в работу IT- и вспомогательной инфраструктуры ЦОД. Глен Невилл, технический директор Deutsche Bank, соглашается с этим, отмечая, что операторы дата-центров, по крайней мере, в ближайшем будущем, будут использовать DCIM точно так же, как они сейчас используют BMS. То есть этот программный продукт будет выступать своего рода источником рекомендаций.

В Deutsche Bank система BMS позволяет создавать всевозможные рекомендации, следовать которым инженерная группа будет только тогда, когда сочтет эти рекомендации действительно полезными. Все потому, что система часто дает рекомендации, с которыми опытные специалисты не согласны.

DCIM и большие данные

Многие конечные пользователи вроде Microsoft хотели бы увидеть в DCIM-решениях будущего улучшенные механизмы использования так называемых больших данных. «Я пока еще не знаю ни одного вендора на рынке DCIM, чей продукт работал бы с неструктурированными данными, и я думаю, что это опция очень важна для большинства клиентов», говорит Бустаманте.

Компании, которые приобретают DCIM-решения, как правило, имеют в своем распоряжении более одного дата-центра. При этом их дата-центры в большинстве случаев имеют разный возраст и оборудованы различными системами и элементами инфраструктуры. Это создает много неструктурированных данных, которые система DCIM будущего поможет нам собрать и использовать в своих интересах.

«Вы должны иметь в виду, что эта опция крайне востребована в секторе DCIM», говорит Бустаманте. «Я думаю, что это совершенно неосвоенный рынок».

Деньги решают все

Как выразился Кросби, в конечном счете, успешными будут те DCIM-решения, которые помогают конечным пользователям делать деньги. Разработать бизнес-кейс на приобретение дополнительного инструмента для эксплуатации дата-центра непросто. Но если сервис-провайдер, например, сможет использовать DCIM-решение для реализации биллинговой платформы, то этот продукт будет пользоваться популярностью.

Очень трудно убедить руководителей предприятий вкладывать средства в то, что попросту упрощает жизнь оператора ЦОД. Нужно на конкретных примерах показать, почему внедрение подобного комплекта ПО пойдет на пользу бизнесу.

«Нужно просто применить этот продукт там, где в приоритете деньги,» говорит Кросби. «Это должен быть конкретный пример — проблема, которую руководство пытается решить.»

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *