Почему зависимость ЦОД от людей сохранится в обозримом будущем?
Как известно, для успешного бизнеса нужны опытные и образованные специалисты, эффективные процессы и передовые технологии. Иногда кажется, что субъекты индустрии ЦОД забывают о «человеческой» составляющей этого уравнения.
Люди редко фигурируют в дискуссиях / статьях о дата-центрах и даже попадают на фотографии серверных ферм. Исследование выдачи при поиске изображений в Google по запросу «дата-центр» показывает, что человек запечатлен только на каждом десятом изображении.
Более того, ожидается, что благодаря автоматизации и развитию инструментов на базе искусственного интеллекта (ИИ) вскоре появятся дата-центры без людей. Но, несмотря на прогнозы об обратном, серверные фермы, вероятно, сохранят зависимость от людей, выполняющих ряд важных задач, как минимум, в среднесрочной перспективе.
Сегодня дата-центры зависят от людей точно так же, как они зависят от процессов и технологий. Невозможно ни спроектировать, ни эффективно эксплуатировать ЦОД без привлечения квалифицированных и опытных специалистов в соответствующих областях. И маловероятно, что ситуация кардинально изменится в обозримом будущем.
Чтобы доказать это, рассмотрим различные роли, которые люди играют в современных дата-центрах и, вероятно, продолжат играть в обозримом будущем. Даже несмотря на давние прогнозы о том, что роботы вот-вот заменят большую часть персонала серверных ферм.
Проектировщики дата-центра
Во-первых, невозможно спроектировать дата-центр или иное сооружение без людей. Причем в случае проектирования ЦОД нужны архитекторы, специализирующиеся именно на дата-центрах, которые владеют необходимыми навыками и знакомы со сложными и специфическими технологиями, включая системы охлаждения с блоками рекуперации, элементы управления физической безопасностью, установки резервного электропитания. Более того, нужны специалисты, способные обеспечить масштабирование инфраструктуры в будущем с учетом меняющихся потребностей бизнеса.
При проектировании корпоративного или коммерческого дата-центра существует слишком много переменных и слишком много уникальных бизнес-требований, чтобы использовать шаблонный подход к созданию проектов серверных ферм исключительно с использованием ИИ и/или средств автоматизации. Но и полностью отказываться от последних не стоит, поскольку с их помощью можно значительно ускорить процесс.
Согласно прогнозам экспертов, искусственный интеллект будет играть все более значительную роль в процессе проектирования ЦОД в ближайшее время, но вытеснить людей из данного процесса ИИ пока не в состоянии. Было бы неплохо жить в реальности, в которой ИИ способен оценить требования бизнеса к новому ЦОД и спроектировать серверную ферму на их основе. Но трудно представить, что нечто подобное будет реализовано в ближайшем будущем, поскольку, опять же, проектирование ЦОД – слишком сложный и многогранный процесс.
Люди и строительство ЦОД
После того как заказанный корпоративным клиентом дата-центр успешно спроектирован командой архитектурного бюро, ранее победившего в соответствующем тендере, понадобится исполнитель. Речь о команде специалистов, которые построят ЦОД.
Рабочих, занимающихся строительством дата-центров, сравнительно легко заметить, потому что их роль в индустрии ЦОД носит временный характер. Рабочие строят серверную ферму, а затем покидают проект. Но без них у нас не было бы дата-центров.
В будущем роль таких рабочих будет сокращаться на фоне автоматизации строительных процессов за счет внедрения технологии 3D-печати зданий и беспилотных платформ для перевозки тяжелых грузов, которые уже используются на многих складах, а также роботов для покраски интерьера / экстерьера ЦОД и прочих роботизированных манипуляторов.
Но на фоне подобной автоматизации будет расти потребность в более квалифицированных и опытных строителях, способных взаимодействовать с подобной техникой и контролировать ее, обеспечивая эффективность и безопасность.
Технические специалисты, обслуживающие дата-центры
Компании, владеющей вновь построенным корпоративным или коммерческим центром обработки данных, нужны люди для управления серверной фермой после завершения этапа строительства и запуска объекта в эксплуатацию. Причем технические специалисты по эксплуатации дата-центров, также известные как операторы ЦОД, — это группа специалистов, которая в последние годы оказалась в дефиците. Главной причиной формирования дефицита кадров стало отсутствие необходимых инвестиций в обучение людей уникальным навыкам для эксплуатации дата-центров.
Технические специалисты, обладающие этими навыками, играют критически важную роль в поддержании работоспособности инфраструктуры современных серверных ферм. Они управляют разнообразным оборудованием внутри дата-центров и устраняют неполадки в системах отопления, охлаждения и электропитания, от которых зависят ЦОД. Эти специалисты также часто поддерживают работоспособность серверов, сетевого оборудования и другой IT-инфраструктуры, которая развернута внутри дата-центров.
(Внештатные) инженеры внутри дата-центров
Операторы дата-центра — это люди, которые обычно следят за тем, чтобы электропитание оставалось включенным, и серверы продолжали работать. Но когда что-то идет не так, и возникает потребность в устранении неполадок, или требуется выполнение рутинных операций по замене / тестированию тех или иных узлов вспомогательной инфраструктуры, приходит время внештатных технических специалистов по обслуживанию дата-центра.
Такие специалисты не обязательно являются внештатными. Крупные компании имеют собственные инженерные группы, проводящие значительную часть рабочего времени в центральном офисе, но периодически перемещающиеся между отдельными дата-центрами, входящими в состав распределенной корпоративной вычислительной инфраструктуры.
Например, когда в 2021 году у Facebook произошел крупный сбой в ЦОД, компании пришлось направить специальные инженерные группы в свои дата-центры, чтобы те могли получить локальный доступ к пострадавшему оборудованию. По иронии судьбы системы физической безопасности, предназначенные для защиты оборудования дата-центра от несанкционированного доступа, оказались настолько надежными, что вызвали задержки при обслуживании пострадавшего оборудования и продлили простои.
Необходимость постоянного совершенствования навыков персонала на фоне развития ИИ
От авиации и железнодорожного транспорта, атомных электростанций, здравоохранения, банковского дела и финансов до связи, электроснабжения и водоснабжения — многочисленные инженеры (а не только специалисты по проектированию, строительству, эксплуатации и обслуживанию ЦОД), ответственные за критически важные задачи, играют ключевую роль в отраслях, где нет права на ошибку.
От этих специалистов ожидает способность демонстрировать трудолюбие, организованность, творческий подход и любознательность, постоянно стремиться к совершенствованию и охотно делиться своими знаниями. Значение их работы в области общественной безопасности и результативности бизнеса невозможно переоценить.
Однако, несмотря на достижения в области технологий, человеческие ошибки по-прежнему вносят значительный вклад в простои критически важных объектов, включая ЦОД, и связанной с ними инфраструктуры. Чтобы уменьшить количество таких инцидентов, важно учитывать роль обучения в уменьшении ошибок и улучшении управления производственными процессами.
Недавние громкие и масштабные инциденты, включая сбой энергосистемы Техаса в 2021 году и длительный уход в офлайн облачной платформы Microsoft Azure в сентябре 2018 года, вызванные уязвимостями инфраструктуры и отсутствием мер подготовки, подчеркивают важность постоянного совершенствования персонала, надлежащего обучения и, самое главное, интеграции извлеченных уроков в образовательные программы. Учась на своих ошибках, можно заметно снизить риски в будущем.
Эффективное сотрудничество человека и машины
В последние годы все больше внимания уделяется цифровым инструментам и технологиям, которые можно применять для поддержки критически важных инженеров. Например, инструментам управления инфраструктурой центра обработки данных и управления производственными процессами. Они были разработаны для мониторинга и контроля критически важного оборудования в ЦОД, помогая предотвратить простои, повысить эффективность ЦОД и обеспечить понимание текущих процессов операторами.
Эти инструменты в сочетании с достижениями в области автоматизации и искусственного интеллекта могут значительно снизить количество человеческих ошибок в течение следующего десятилетия, облегчая передачу знаний между опытными операторами ЦОД и новичками.
Многочисленные инциденты, включая пожар в центре обработки данных OVHcloud в 2021 году из-за неадекватных мер пожаробезопасности, сбой Amazon Web Services в 2020 году, вызванный проблемами с сервисом Kinesis Data Streams, уход в офлайн платформы Google Cloud в 2019 году из-за ошибки конфигурации , упомянутое выше отключение Azure в 2018 году, вызванное сбоем системы охлаждения, а также различные перебои в работе других ЦОД за последние несколько лет, вызванные скачками напряжения и другими инцидентами при обслуживании оборудования, напоминают о том, что еще есть возможности для улучшения.
Непрерывное профессиональное развитие имеет решающее значение для инженеров, отвечающих за критически важные системы и обязанных оставаться в курсе последних технологических тенденций.
Применение ИИ, виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе
Современные решения на базе искусственного интеллекта, а также виртуальная и дополненная реальность могут сыграть важную роль в обучении следующего поколения инженеров, ответственных за критически важные задачи.
В частности, виртуальная и дополненная реальность обеспечивают иммерсивное практическое обучение операторов ЦОД, которое имитирует сценарии реального мира. Процесс может проходить аналогичные тому, как пилоты и космонавты развивают свои навыки в 3D-симуляторах. Этот подход позволяет обучаемым практиковаться в безопасной и контролируемой среде.
Системы на базе ИИ могут анализировать данные об эффективности образовательного процесса, определять области для улучшения и адаптировать программы обучения к индивидуальным потребностям, позволяя инженерам учиться более продуктивно. В сочетании с обучением на основе сценариев и наставничеством опытных специалистов эти технологии облегчают обмен знаниями и ликвидируют разрыв между уходящим на пенсию экспертом и инженером-новичком.
Хотя эти технологические достижения жизненно важны, их самих по себе недостаточно. Основа успешной подготовки кадров для критически важных объектов лежит в образовательной системе. Чтобы заложить крепкую кадровую основу, следует сосредоточиться на институциональном образовании и постоянном профессиональном развитии.
Образовательные учреждения и прочие заинтересованные стороны должны оперативно сотрудничать с отраслевыми экспертами в области разработки специализированных программ, адаптированных к уникальным требованиям критически важных инженерных систем. Эти программы должны создаваться с акцентом на технические навыки, практический опыт и изучение реальных ситуаций.
Кроме того, они должны включать в себя элементы этического принятия решений, эффективного общения, повышения ситуационной осведомленности и командной работы, поскольку эти социальные навыки одинаково важны для предотвращения ошибок и успешного решения рабочих задач.
Компаниям следует инвестировать в обеспечение непрерывного обучения своих инженеров, готовых расширять базу знаний и оттачивать навыки. Хорошей практикой является повышение трудового вознаграждения сотрудника на 10% при постоянном профессиональном совершенствовании и обучении последнего.
Чтобы развивать культуру непрерывного обучения, организациям следует поощрять своих сотрудников к получению сертификатов, посещению отраслевых конференций и семинаров, а также участию в совместных проектах.
Создавая благоприятную среду и поощряя профессиональное развитие, компании могут помочь своим инженерам в достижении новых высот. Программы наставничества могут сыграть жизненно важную роль в росте и развитии критически важных кадров. Опытные специалисты могут дать рекомендации, поделиться своим опытом и передать ценные знания следующему поколению. Объединяя начинающих инженеров с наставниками, обладающими богатым отраслевым опытом, организации могут облегчить передачу критически важных навыков и извлеченных уроков.
Нельзя забывать и про сотрудничество / обмен знаниями в отрасли ЦОД. Профессиональные организации и отраслевые ассоциации должны создавать платформы для нетворкинга, обмена информацией и передовым опытом между инженерами. Эти позволит специалистам оставаться в курсе отраслевых достижений, новых технологий и нормативных изменений.
Воспитывая чувство общности и поощряя сотрудничество, эти организации могут способствовать коллективному росту и развитию отрасли ЦОД в целом. Инженеры, ответственные за критически важные задачи, также должны обладать сильным чувством этики и ответственности, ведь их работа напрямую влияет на общественную безопасность и прибыльность компании-нанимателя.
Будущее людей в дата-центре
Можно найти множество прогнозов о том, что дата-центры будущего окажутся автоматизированы до такой степени, что они практически не будут зависеть от людей. Футурологи и журналисты обещают, что роботы займут место людей-инженеров в дата-центрах, и машины будут намного эффективнее людей.
В конце концов, это может случиться. Но такие прогнозы публикуются уже несколько десятилетий и пока еще не оправдались. Трудно представить, что они сбудутся в ближайшем будущем. Как бы мы ни старались забыть о людях, которые делают строительство и эксплуатацию дата-центров возможными, они никуда не денутся. По крайней мере, пока.
И чтобы помочь инженерам, отвечающим за работу критически важного оборудования в ЦОД, необходимо сочетание непрерывного обучения, внутриотраслевого сотрудничества и внедрения в образовательный процесс передовых достижения в области технологий, включая виртуальную и дополненную реальность, а также ИИ.
Необходимы совместные усилия образовательных учреждений, заинтересованных сторон из числа субъектов отрасли и государственных органов для обеспечения разработки специализированных программ, адаптированных к уникальным требованиям индустрии ЦОД.
Всего комментариев: 0