Юрий Самойлов: «Мы хотим предложить рынку услуги с высокой долей интеллектуальной составляющей»
В начале 2008 года компания DataLine вышла на рынок центров обработки данных, начав строительство сразу трех объектов. Спустя год, в апреле 2009-го, был сдан первый ЦОД — площадка на улице Боровой в Москве. О том, как в самый разгар кризиса команда DataLine приступила к эксплуатации построенных объектов, о результатах работы за год и о планах на будущее рассказывает генеральный директор компании Юрий Самойлов.
–Первый ЦОД был сдан в эксплуатацию почти год назад. Расскажите о том, в каком состоянии сейчас находятся объекты.
— С удовлетворением могу констатировать, что площадка на Боровой практически заполнена. В сегодняшних условиях это можно считать неплохим результатом. Общая площадь ЦОД на Боровой — 1 200 кв. м, общая энергетическая мощность составляет 5 МВт. Центр выполнен в соответствии со стандартом TIA-942, все основные инженерные системы и телекоммуникационные узлы зарезервированы. Здесь у нас три зала общим объемом 360 стоек с рядным принципом организации горячих и холодных коридоров. Централизованное кондиционирование обеспечивает необходимый режим работы оборудования со стандартным уровнем энергопотребления. Для оборудования с высоким уровнем потребления (более 15 КВт) применяются специальные решения с дополнительными кондиционерами для отвода тепла. В некоторых случаях используются решения с вентилируемыми дверями. Надо отметить, что энергопотребление имеет перспективу роста, поскольку плотность оборудования постепенно растет.
Вторая наша площадка находится на Коровинском шоссе; подведенная мощность также около 5 Мвт. Там два зала, один из них — на 150 стоек — планируется к запуску в конце марта. Монтаж всех инженерных систем уже окончен, идут плановые комплексные испытания, завершающие работы. А запуск второго зала — на 140 стоек — зависит от темпа продаж; предположительно это декабрь 2010 года.
Тот объем запросов от потенциальных клиентов, с которым мы в настоящее время работаем, покрывает наши возможности еще на пару площадок вперед — и это невзирая на кризис. Поэтому очень важно было по срокам совместить завершение продажи основных ресурсов в первом зале с запуском следующего зала, чтобы не тормозить наши темпы продаж и иметь возможность в любой момент удовлетворить спрос заказчиков.
У DataLine имеется еще одна площадка мощностью 3 МВт в Подмосковье. Однако вне Москвы мы пока не находим должного спроса. По этой причине мы сейчас приостановили развитие этого объекта.
— Расскажите о стратегии выхода DataLine на рынок.
— Мы планировали стать одним из ключевых игроков на рынке провайдеров услуг дата-центров; данной цели и были подчинены все наши усилия. Стратегия состояла в следующем. На первом этапе, чтобы сразу начать зарабатывать деньги, необходимо было очень быстро заполнить площади наших объектов, и мы успешно справляемся с этой задачей. Мы ориентировались на крупных корпоративных заказчиков, среди которых есть и такие, кто разместил в ЦОД на Боровой 30, а то и более 100 стоек. Но среди наших клиентов есть также и небольшие компании, арендующие одну-две стойки.
Главный элемент нашего плана предполагал, помимо предоставления базовых услуг, развитие клиентской базы с точки зрения продажи дополнительных услуг. Прежде всего я имею в виду услуги с высокой долей интеллектуальной составляющей: как правило, они касаются администрирования и управления системами заказчика. Ну и, конечно, услуги, комплементарные к услуге размещения оборудования заказчиков в ЦОД, — различного рода каналы связи, услуги, связанные с доступом в Интернет, с арендой наших вычислительных мощностей, услуги сетевой безопасности (защита от DDoS-атак, очистка трафика), услуги, связанные с резервным копированием.
Именно в области интеллектуальных сервисов мы консолидируем свои усилия: в этой нише в настоящее время мы развиваем свою экспертизу — и именно здесь ожидаем наибольшую отдачу. Конечно, говорить об обвальном спросе на эти услуги пока еще рано, но и в данном направлении у нас уже есть весьма позитивные результаты. В компании DataLine создана выделенная структура, занимающаяся анализом спроса, разработкой новых услуг, их апробацией, внедрением… Благодаря такой работе, например, нашла отклик у заказчиков услуга по защите от атак типа DDoS, подобной которой на нашем рынке просто нет.
— Предлагается ли сервис по размещению приложений на стороне ЦОД?
— Такого рода услуги нам интересны. Но в части размещения приложений мы идем прежде всего от спроса рынка. В настоящее время хорошие перспективы, на наш взгляд, имеют услуги хостинга корпоративных почтовых систем, ERP-приложений. Подобными услугами сейчас интересуются многие, хотя среди наших клиентов таких пока нет. Но это вопрос лишь времени и некоторой дополнительной подготовки.
В настоящее время нашими клиентами являются компании, которые выступают провайдерами для тех, кому нужны услуги хостинга: их заказчиками являются клиенты, размещающие у них свои порталы. Однако пока количество подобных клиентов сосчитать легко; полномасштабный выход на рынок таких услуг — это вопрос будущего. Вопрос дополнительных сервисов столь многогранен, что, поработав год на этом рынке, мы все время открываем для себя новые возможности.
Я всегда говорю, что перспективы развития взаимоотношений с нашими заказчиками в области интеллектуальных сервисов зависят от уровня доверия, возникающего при совместной работе. С одной стороны, наши заказчики, особенно крупные, имеют собственные структуры по обслуживанию своих систем. С другой — в процессе взаимодействия с нами формируется доверие к нашей площадке, к нашей команде. С рядом наших клиентов мы уже прошли достаточно долгий путь, завоевали хорошую репутацию, и сейчас, судя по увеличивающемуся потоку запросов от заказчиков, нам стали больше доверять. Работая теснее с клиентом, мы начинаем более глубоко вникать в суть их запросов, анализировать их, с тем чтобы лучше удовлетворять их насущные потребности. Именно такую культуру взаимоотношения с клиентами мы стремимся развивать в своей компании. Качество — это то, чем мы стараемся выделиться на рынке.
— До кризиса многие крупные и даже средние компании строили собственные вычислительные центры. Меняется ли сейчас отношение российского заказчика к вопросу аутсорсинга?
— Конечно, кризис в какой-то степени внес свои коррективы. У нас есть ряд клиентов, которые планировали построить собственные площадки, но в связи с кризисом инвестиции были заморожены, и они пришли к нам. Таких клиентов не так уж много, но они довольно крупные.
Но в целом, мне кажется, отношение к ЦОД постепенно меняется: использование внешнего дата-центра становится вполне обычным делом, и многие компании как минимум рассматривают такую возможность. Кроме этого, есть объективные факторы, которые подталкивают клиентов к аутсорсингу. Один из таких двигателей — законы и нормативные акты. Наглядным примером могут служить рекомендации ЦБ по созданию удаленных резервных площадок для финансовых институтов. В этой задаче использование ЦОД кажется очень понятным: данное решение не требует капитальных затрат. К тому же резервная система не является ключевой для бизнеса, и в таком случае почему бы не отдать ее на аутсорсинг?
— Пользуются ли спросом услуги на виртуализацию в вашем дата-центре?
— Приобретение услуги по предоставлению виртуальной среды дает сразу несколько плюсов, которые можно обобщить: экономически это во всех отношениях выгодно. Помимо того, что развертывание, функционирование и обслуживание такого решения осуществляется значительно проще, быстрее и дешевле, чем на традиционной физической серверной фабрике, виртуальная архитектура имеет еще один важный плюс — высокую степень отказоустойчивости. При выходе из строя виртуального сервера перемещение приложения на другую виртуальную машину происходит быстро и практически незаметно для пользователя.
А для резервного центра — скажем, финансовой структуры – большую роль играет даже не экономика, а та скорость, с которой ключевые бизнес-процессы могут быть обеспечены посредством резервной площадки. В этом отношении именно виртуальная инфраструктура предоставляет больше всего плюсов.
На наш взгляд, законодательные требования к наличию резервных систем — это тот фактор, который ставит финансовые учреждения перед дилеммой: строить собственную инфраструктуру или воспользоваться услугами аутсорсера. Для тех, кому резервную среду надо только создавать, выгоды аутсорсинга резервных приложений в виртуальной среде очевидны. А для уже имеющих собственную резервную инфраструктуру мы подготовили специальное предложение: мы готовы выполнить проект перевода резервных систем заказчика на виртуальную инфраструктуру, далее — развернуть соответствующие системы на собственной виртуальной инфраструктуре, а освободившееся оборудование заказчика, составляющее его резервную систему, выкупить. Такая схема, безусловно, приведет к сокращению стоимости владения резервной системой. У нас уже есть подобные примеры: при принятии решения о переезде в наш ЦОД для одного из заказчиков решающим оказалось то обстоятельство, что мы предложили выкупить инфраструктуру его старого центра.
— А что вы делаете с выкупленным оборудованием?
— В центре на Боровой у нас имеется некоторый объем свободного электричества и некоторый запас свободных площадей. На этих ресурсах мы реализуем одну нашу давнишнюю идею — развертываем недорогую площадку для клиентов, которые очень чувствительны к цене размещения. В первую очередь это хостинг-провайдеры, которые, по сути, перепродают услугу размещения: они очень восприимчивы к стоимости. Таких запросов немало.
— Проект по строительству ЦОД был запущен компанией DataLine еще до кризиса. Внес ли кризис изменения в ваши планы?
— Конечно же, наши планы он пошатнул. В отношении количества клиентов и скорости заполнения дата-центра мы смогли сохранить запланированный уровень. Но, во-первых, мы должны были заполнить ЦОД на Боровой раньше, а во-вторых — цены, которые мы планировали, упали процентов на 30.
— Что сегодня представляет собой команда DataLine?
— Сегодня в DataLine работает 51 человек. Много добрых слов хочется сказать о команде, потому что этот год мы отработали на очень хорошем подъеме, с высоким уровнем мотивации. Подобрался замечательный коллектив, люди приводят своих знакомых; мне кажется, здесь комфортно и интересно работать нашим сотрудникам, и я хочу, чтобы так же комфортно было с нами и нашим клиентам.
Автор: Жилкина Наталья
Опубликовано в журнале «CIO» №3 от 20 мая 2010 года
Правда ли, что в эти выходные площадка на Боровой ложилась? Я слышал это от наших общих с Даталайном клиентов. Искренне сочувствую, у нас была та же проблема в 2007 году. Это свойственно всем новым дата-центрам. Как ни проектируй, как ни прогнозируй, все равно вылезет какая-нибудь какашка. Это как с Аполлон-13 — для того, чтобы эта авария случилось, должны были совпасть многие обстоятельства…
Сергей
Да уж… Не самая лучшая ситуация для поднятия рейтинга:( И зачем столько дизелей, если все равно ничто не спасло? Еще раз убеждаюсь, TIER-3 в России — это миф:( Тут съэкономили, тут прижали, вобщем как в том выступлении: тут играйте, тут не играйте, а тут я рыбу заворачивал… Как сказал бы всем нам известный почитатель telecombloger КОЕКАКЕРСТВО!
А вы знаете о подробностях аварии? Поделитесь. Всем будет полезно.
Сергей, к сожалению, детально ничего сказать не смогу, но в общих чертах было следующее: пропало питание от МОСЭНЕРГО (странно что на «двух» вводах одновременно), затем стартанули ДГУ но по «неизвестным» причинам они заглохли и больше не включались, цод был полностью обесточен. Самое странное, что в данной ситуации саппорт вообще ничего не мог толком объяснить, да и дозвониться было нереально.
про саппорт: ключевым моментом всех ТИЕРов является обученный персонал, который знает, что делать и что говорить клиентам (кривыми руками любой ТИЕР 4 завалить не сложно — родилась идея написать аналог «Вредных советов» Остера только на тематику ДЦ 🙂 ).
_ОН_, неплохая идея! Если утром ты увидел что лежит клиент какой-то, быстро очень ты саппорту расскажи что ЦОД хороший и пускай он сам клиенту обясняет кто тут олух, потому что дата центры не ломаются, вот так вот! а потом клиенту дружно мы напишем, мол, моргнуло, ничего мол, не случилось, просто вам тут показалось, что упало мосэнерго и ничто тут не поделать, если час подождете, то увидете вы сами что ни что тут не ломалось, а случайно вам моргнуло милионов так на двести…
вот это творчество 🙂
Ваши спички (тексты) мои дровы (печать) — предлагаю начинать с небольшого тиража в пару тысяч экземпляров. )
не вопрос! предлагаю обменяться контактами, интересно будет пообщаться:) знаю много чего про разные площадки
To Alis, так поделитесь со всеми, думаю многим тоже будет интересно!
Присылайте мне на au****@te***********.ru и я опубликую.
to Author, я бы с огромным удовольствием, но уж слишком много взрывоопасного:) нельзя таким делиться публично, а вот в кулуарах пошептаться…
Предлагаю через форум одноимённый, как раз прихвачу в кулуары попкорн и чайку 🙂
To Alis: Вы напишите то, что не для публичного просмотра. Я публиковать не буду, а то, что разрешите — опубликую!
To OH: в принципе можно создать закрытый раздел на форуме, единственное вопрос — кого пускать, а кого нет?
Еще можно сделать мини конференцию в личных сообщения.
to Aythor, напишите мне мне на почту, я дам свои координаты — обсудим, что можно, а что нет.
To Alis: Отписал Вам на почту.
author: если Alis согласен, то мини конференция думаю будет самым удобным вариантом. Прошу на форуме в личку отписать как и куда зайти для общения 🙂
To OH: пока ответа не получил, как получу отпишу каким средством коммуникации будем пользоваться.
Если кто-то внимательно смотрел, то Даталайн сменил свой лозунг на сайте с «Даталайн. Работает. Всегда» на «Даталайн. Умный сервис»….
To Сергей, да, это символично:)
На хост обзоре, кстати от них никого не было… затаились:)
🙂