ЦОД вчера, сегодня, завтра.
О планах по объединению российских дата-центров в единую сеть и о новом на рынке за последние десять лет Outsourcing.ru рассказал Сергей Шуршалин, генеральный директор компании «Центр Хранения Данных» (ЦХД).
Outsourcing: Сергей, Вы — один из родоначальников строительства дата-центров в России, руководивший созданием ЦОДа компании Cable & Wireless. Дата-центр ЦХД уже построен с учетом опыта строительства и эксплуатации других дата-центров. Насколько заметна разница между ЦОДом десятилетней давности и новым?
Сергей Шуршалин: Главные принципы строительства ЦОД остаются одними и теми же. Основная разница — в энергопотреблении. Если в первом дата-центре оно было порядка 600 Вт на одну стойку (и это считалось достаточно много), то сейчас мы устанавливаем потребление около 5-10 КВт на стойку — и это достаточно мало. Принципиально же технологии не сильно изменились. Если говорить о каких-то небольших нововведениях, то это, например, freecooling, предназначенный для повышения энергоэффективности ЦОД. Хотя мы первый раз внедрили freecooling еще в 1999 году в дата-центре Cable & Wireless. Правда, тогда это скорее была любопытная игрушка, а не средство экономии. Потребление энергии тогда было меньше, а электричество дешевле.
Outsourcing: Что-то поменялось кардинально за десять лет?
Сергей Шуршалин: Возникла здоровая конкуренция между различными проектами, изменились масштабы строительства. Если раньше в России дата-центр площадью 100 кв.м. считался большим, то уже сейчас ЦОД в 1000 кв.м. — достаточно скромный по своим размерам. Опять же, изменилось отношение общества к этому бизнесу. 5-6 лет назад я предлагал знакомым бизнесменам вкладываться в сторительство дата-центров, но на меня смотрели как на чудака. Теперь же еженедельно появляются несколько потенциальных инвесторов из самых разных сфер бизнеса с предложением что-нибудь построить. К сожалению, дальше разговоров пока дело не идет, так как конкуренция уже высока и я често об этом говорю. Так и хочется спросить — где ж вы были в 2005 году…? И, к счастью, до сих пор не возникло госрегулирование данной сферы ИКТ.
Outsourcing: Периодически то одна, то другая компания анонсирует создание собственной сети дата-центров чуть ли не федерального уровня, но пока так и не появилась информация об успешном завершении этих проектов. Может быть, целесообразно не строить собственную сеть, а объединять уже существующие дата-центры? Насколько это актуально в данный момент с Вашей точки зрения?
Сергей Шуршалин: Несомненно, весьма актуально. Я вообще активный сторонник данной идеи. При наличии соответствующих ресурсов или стратегических инвесторов я бы с удовольствием купил, например, десять дата-центров с целью объединения их в единую сеть, упорядочивания и поднятия качества сервиса, стандартизации услуги. То, что сейчас представлено на российском рынке, весьма разнопланово и далеко от идеала.
Outsourcing: Не получится ли, что в данном случае возникнет монополия одной сети? Это же может повлиять на качество предоставляемых услуг в худшую сторону.
Сергей Шуршалин: Полагаю, рынок и контролирующие органы не допустят абсолютной покупки одним источником. Взять, к примеру, рынок традиционных операторов или сотовой связи. На нем фигурируют 3-4 основных игрока. И на рынке услуг ЦОДов будет то же самое.
Outsourcing: Крупные коммерческие ЦОДы являются значительными потребителями электроэнергии. Отразилась ли реформа РАО ЕЭС на отношениях ЦОДов с поставщиками электроэнергии или об этом говорить еще преждевременно?
Сергей Шуршалин: Сама головная организация РАО ЕЭС не имеет прямого отношения к московским ЦОДам, реализацией электроэнергии потребителям занимаются МОЭСК и Мосэнерго. Единственное, на что может сегодня претендовать ЦОД, это на то, что он станет участником оптового рынка энергии. Но никто еще из моих коллег и конкурентов не столкнулся с этим напрямую. Это становится заметно при потреблении сетями от 10 МВ и выше, но российские дата-центры пока не имеют подобных масштабов энергопотребления.
Outsourcing: Ну и напоследок. Компания «Центр Хранения Данных» недавно провела ребрендинг. Чем вызван этот шаг и какие ожидания связаны с ребрендингом?
Сергей Шуршалин: Наш первый логотип был сделан практически «на коленке», поэтому мы и запланировали его обновление, включая редизайн сайта. Новый логотип выполнен профессиональным дизайнером. Мы не ждем чего-то особенного. Вместе с тем, мы считаем, что внешнее позиционирование сайта в Интернете имеет достаточно важное значение.
Всего комментариев: 0